Непрочные смешения красок
По Лаппарану
Светлый кадмий с индейской красной, венецианской красной, жженой сиенной, земляными красками, слоновой костью и с фиолетовым кобальтом.
Кадмий средний с земляными красками и с фиолетовым кобальтом.
Кадмий оранжевый с ультрамарином и жженой сиенной.
По Хиллигу
Свинцовые белила с киноварью, ультрамарином, кадмием, парижской лазурью и с крапп-лаком.
Цинковые белила с парижской лазурью.
Парижская лазурь с капут-мортуумом.
Желтый кадмий со свинцовыми белилами, всеми охрами, зеленой землей, ультрамарином, парижской лазурью, английской красной и капут-мортуумом.
Неаполитанская желтая с ультрамарином.
По Рербергу
Изумрудная зеленая с крапп-лаком.
Светлый кадмий с охрами, фиолетовым кобальтом, жженой сиенной, жженой костью, ультрамарином, фиолетовой минеральной.
Оранжевый кадмий с охрами, красной охрой, сиенной натуральной.
Красный кадмий с сиенной (натуральной и жженой), с охрами.
Представленные здесь скалы непрочных смешений красок мало отличаются друг от друга. Все они свидетельствуют об изменении прочных кадмиевых красок в живописи при смешении с прочными земляными и другими красками железного и иного происхождения.
Если мы обратимся к трудам известных технологов, то в них мы не найдем указаний и подтверждений опасности смешения вышеназванных красок. В них много говорится о том, что кадмиевые краски, чтобы быть прочными, должны быть правильно сфабрикованы и очищены и что на практике оба эти условия часто отсутствуют. Между тем краска, содержащие в своем составе свободную серу, соединения цинка, щавелевокислый и углекислый кадмий, непрочны и в чистом виде и в смесях. Указывается также на недопустимость смешения кадмиевых прочных красок: светлого, среднего, темного, оранжевого с поль-веронезом (зеленой, медного происхождения).
Испытания, проделанные мною в разное время с применением различных методов: форсированным способом и длительным испытанием смесей красок на солнечном свете, не дали тех результатов, которые получились при испытаниях кадмиевых красок у Лаппарана, Хиллига и Рерберга. Таким образом, их выводы и заключения о кадмиевых красках и их смешениях моими опытами не подтвердились.
К сказанному считаю необходимым добавить, что при проведении мною опытов кадмиевые краски подвергались химическому анализу; были также исследованы и прочие краски.
Краски (заграничных фабрик) испытывались на масле и в виде гуаши, причем и в том и в другом виде они были изготовлены мною18.
Подвергались испытанию нижеследующие смеси красок.
Масляные краски
Светлый кадмий с золотистой охрой, итальянской охрой, английской красной, жженой сиенной, жженой костью, ультрамарином, берлинской лазурью, поль-веронезом, свинцовыми белилами.
Оранжевый кадмий с красной охрой и жженой сиенной.
Красный кадмий со жженой сиенной.
Гуашь
Светлый кадмий со светлой охрой, красной охрой, жженой сиенной, умброй, жженой костью, ультрамарином, берлинской лазурью, фиолетовым кобальтом, поль-веронезом.
Оранжевый кадмий со светлой охрой, ультрамарином и поль-веронезом.
Изменение цвета смеси наблюдается только в смешениях кадмиевых красок с поль-веронезом, которого и нужно было ожидать.
Заканчивая обзор смешений минеральных красок, следует остановиться еще на следующем.
Имеются случаи, когда краски в смесях теряют свой цвет, не изменяя в действительности ни цвета, ни своего химического состава. Таково смешение лазурей (парижской, берлинской и др.) — красок малого удельного веса—с красками большого удельного веса, например, с киноварью и капут-мортуумом. В данном случае легкие частицы лазури всплывают на поверхность красочного слоя, а киноварь остается внизу.
Цинковые белила в водяных красках (акварели, гуаши и пр.) изменяют в смесях цвет многих красок, если живопись находится не только под стеклом, но и прижата им.
Замечено также, что при смешении красок двух цветов, из которых один является дополнительным к другому, например зеленых с красными, синих и фиолетовых с желтыми и желто-зелеными, получается потемнение в смесях красок.
Киноварь в смеси со свинцовыми и цинковыми белилами светоустойчивее, чем в чистом виде.
Относительно смешений минеральных красок с органическими имеются нижеследующие данные:
Металлические краски (окислы), будучи способны уступать часть своего кислорода органическим краскам, изменяют в смесях последние. Так, марсы изменяют растительные краски, действуя, в том числе и на крапп-лак.
Изумрудная зелень и другие зеленые краски (по Ф. Рербергу) действуют изменяющим образом на крапп-лак.
Цинковые (и свинцовые) белила изменяют в смесях искусственные органические (каменноугольные) краски.
Свинцовые, хромовые и медные краски в смешении с малопрочными органическими красками изменяют их. Так, неаполитанская желтая непрочна в смеси с кармином, индиго и желтыми лаками. Свинцовые белила, содержащие большой процент свинцового сахара, действуют неблагоприятно на чистоту тона и крапп-лака.
Имеется небольшой ряд красочных смесей, в которых краски как бы усиливают прочность друг друга:
свинцовые белила в смеси с химически чистым кадмием чернеют не так быстро от сероводорода, как в чистом виде;
гумми-гут в смесях с баритовой желтой и желтым кадмием делается более прочным;
крапп-лаки сохраняются лучше с белилами, нежели в чистом виде.
К сказанному о смесях красок необходимо добавить нижеследующее.
Для прочности красок как самих по себе, так и их смесей с другими красками имеет большое значение то, в каком виде они подвергаются испытанию. Так, краски, испытуемые в порошках, дают один результат, те же краски, например, с гуммиарабиком — дугой, на масле — третий. Масло защищает краски от внешних воздействий (света, водяных паров и газов) лучше, нежели клей; смолы выполняют это дело лучше масла. Для сохранности красок высшей устойчивости род связующего вещества почти безразличен, тогда как для других красок он имеет большое значение. Так, кадмиевые краски прочнее на масле, чем в темпере и акварели. Акварель, содержащая в связующем веществе глицерин или мед, ускоряет изменения цвета красок под действием света.
- Д.И. Киплик
- Красочные материалы живописи
- Оглавление
- Введение
- Общие сведения о красках
- Минеральные краски
- I группа известковые краски
- II группа железные краски
- Краски натурального происхождения
- Краски искусственного происхождения
- III группа свинцовые краски
- Хромовосвинцовые соединения Хромы желтые, оранжевые и красные
- IV группа ртутные краски
- Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
- V группа баритовые краски
- Баритовая желтая
- VI группа медные краски
- Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. Д.
- Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
- Vert - de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
- Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
- VII группа кобальтовые краски
- Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
- VIII группа ультрамариновые краски
- Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
- IX группа кадмиевые краски
- X группа цинковые краски
- Желтая цинковая
- XI группа хромовые зеленые краски
- Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
- Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
- XII группа краски различного минерального происхождения
- XIII группа составные краски
- Органические краски натуральные краски органического происхождения
- Краски растительного и животного происхождения
- Растительные лаки различных цветов
- Битуминозные вещества
- Угольные краски
- Искусственные органические краски
- Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.
- Прочные и непрочные смешения красок
- 1) Краски, наиболее устойчивые в смесях
- 2) Краски достаточной устойчивости
- 3) Краски малостойкие и нестойкие
- Непрочные смешения красок
- Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение
- Состав акварели
- Красочный материал акварели
- Бумага для акварели
- Живопись акварелью
- Материалы акварельной живописи
- Сохранение произведений акварели
- Клеевая живопись и темпера клеевая живопись
- Темпера
- Старинная темпера
- Современная темпера
- Состав современной темперы
- Приготовление красок
- Живопись современной темперой
- Клей и другие материалы акварели и темперы
- Материалы рисунка
- Velourssauce.
- Закрепление рисунков
- Пастель
- Состав пастели
- Закрепление пастели
- Методы работы пастелью
- Прочность пастели
- Новые виды пастели
- Масляная живопись масла введение
- Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
- Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания
- Добавления
- Очистка, отбелка и сгущение жирных масел
- Сгущенные масла
- Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок
- Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок
- Разжижители масла и масляных красок
- Добавления
- Масляные краски
- Добавления
- Добавления
- Добавления
- Палитра красок масляной живописи
- Трещины в слоях масляной живописи
- Вжухлость масляных красок и средства против нее
- Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
- Различные методы масляной живописи
- Живопись «алла прима» (alla prima)
- Многослойная живопись
- Подмалевок
- Лессировки
- Исправления
- Смолы и лаки смолы
- Твердые смолы
- Смолы средней твердости
- Бальзамы
- Воск, парафин и церезин
- Растворители смол
- Лаки для ретуши
- Лаки для живописи
- Картинные лаки
- Масляно — лаковые и другие краски
- Веймарские краски
- Матовые масляные краски
- Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа
- Краски вибера
- Прочность масляной живописи
- Материалы для грунта и их грунтовка материалы для грунта металлы
- Линолеум
- Клей животного происхождения
- Средства, служащие для закрепления животного клея
- Клей растительного происхождения
- Добавления
- Различные методы пользования клеевыми грунтами
- Цвет грунта
- Палитры, кисти и пр. Палитры
- Шпатели и скребки
- Куранты и плита для растирания красок
- Техника живописи старых мастеров введение
- Поступательный ход развития техники живописи живопись древних времен
- Средние века и ренессанс
- Материалы живописи материалы живописи и их грунтовка
- Грунты на дереве и холсте
- Красочный материал
- Живопись темпера
- Смешанный способ живописи
- Фламандский метод живописи масляными красками
- Итальянская манера масляной живописи
- Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
- Долговечность старинной живописи
- Техника живо писи различных мастеров леонардо да винчи
- Джорджоне и тициан
- Рафаэль
- Корреджио
- Тинторетто
- П. Веронез
- Ван-дик
- Рембрандт
- Веласкез и мурильо
- Франс гальс
- Греко (доменико теотокопули)
- Монументальная живопись введение
- Здание и его строительные материалы строительные материалы
- Строевой кирпич
- Алебастр (гипс)
- Известь
- Растворы
- Живопись масляная живопись
- Стены и их подготовка
- Живопись
- Клеевая живопись
- Темпера
- Яичная желтковая темпера
- Темпера на цельном яйце
- Яичная темпера с искусственной эмульсией
- Казеиновая темпера
- Подготовка стен
- Фресковая живопись краткий исторический обзор
- Итальянская фреска
- Терминология фрески
- Подготовка стен
- Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
- Ретушь фрески
- Прочность фрески
- Византийская и русская фресковая живопись
- Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
- Казеиново-известковая живопись
- Силикатная и восковая живопись силикатная живопись
- Растворимое стекло
- Стереохромия
- Минеральная живопись
- Восковая живопись
- Технология пчелиного воска
- Техника восковой живописи
- Выбор техники стенной живописи
- Иллюстрации