logo search
Kiplik_2002

Бумага для акварели

Акварель в старину выполнялась на пергаменте, который состоял из отбеленной кожи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позднее — на бумаге. В наше время акварелью пишут почти исключитель­но на бумаге.

Бумага, вырабатывавшаяся в старину, имела хорошие каче­ства, так как для выделки ее уже с XIV века шло исключи­тельно льняное волокно, являющееся наилучшим материалом в бумажном деле. В XVII веке для производства бумаги впер­вые был применен хлопок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна, и потому качество производимой с этого времени бумаги значительно понижается.

Наше время отличается обилием бумаги и богатством ее сортов. Техника ее производства сильно продвинулась вперед. Для производства бумаги служат и материалы, применение ко­торых было совершенно неизвестно в старину. Так, огромное количество бумаги выделывается в настоящее время из древе­сины, т. е. древесной клетчатки, которую доставляют хвойные породы дерева; идет в дело и солома31, но более ценным мате­риалом все же остаются хлопок и лен.

Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, вхо­дят: шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глино­зем, а также для маскировки желтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.

Бумажная масса проклеивается и формуется в листы не только ручным способом, как то практиковалось в старину, но и машинным, вследствие чего поверхность ее приобретает раз­личный вид зернистости.

Для проклейки бумаги употребляются мучной клейстер, крахмал, животный клей и желатина (причем последние всегда в соединении с квасцами), канифоль, растворенная в одном нат­ре, требующая, кроме того, обработки бумаги квасцами. В ста­рину бумага проклеивалась исключительно мучным клейстером, представляющим наилучший род клея для названной цели и который, к сожалению, все более и более в наше время вытесняется желатиной. Бумага, проклеенная желатиной, под влиянием сырости легко зацветает и покрывается грязными пятнами.

Кроме того, при производстве бумаги применяются многие химические вещества: едкий натр, обыкновенная известь, бе­лильная известь, хлор, серная кислота, упомянутые, выше квас­цы и т. п. Следы этих веществ часто остаются в готовой бу­маге, и присутствие их не безразлично для покрывающих ее красок.

Акварель нуждается в безусловно хорошей бумаге, так как последняя служит для нее грунтом; вот почему необходима большая осторожность при выборе бумаги, от качеств которой в значительной степени зависит успешное выполнение живописи. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричне­веют и чернеют на свету и потому совершенно непригодны для дела. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свой­ством, но плохо моется и скоблится, и краски ложатся на ней очень неровно.

Единственно пригодной бумагой для акварели является чи­стая льняная бумага, в состав которой входит лишь волокно льна без всяких посторонних примесей. Только на такой бумаге получается правильная и ровная раскладка красок, которые к тому же приобретают и наибольшую яркость. Здесь, при на­добности, можно смывать их, бумагу — скоблить, другими сло­вами, легко делать поправки и необходимые исправления. Бу­мага, предназначаемая для акварели, должна обладать безуко­ризненной белизной, при смачивании водою не должна быстро всасывать ее, а также содержать в себе следов химических ве­ществ, имевших применение при фабрикации ее. В сортах аква­рельной бумаги могут находиться лишь следы квасцов или сернокислого алюминия; вещества эти впоследствии частью преобразуются в серную кислоту и действуют, таким образом, неблагоприятно на краски. Особенно страдают в их присутствии желтые хромы, ультрамарин и кармин; ультрамарин в этом случае бледнеет, а кармин синеет, причем последний, будучи нанесен тонким слоем, изменяет свой тон уже приблизительно через неделю.

Бумага при обыкновенных условиях содержит в себе от 6 до 11 % воды. Количество ее зависит от состояния влажности воз­духа, барометрического давления, проклейки бумаги, ее волокна и т. п. условий. Водяные пары, проникая в бумагу, превраща­ются в воду. В большинстве случаев бумага имеет на своей по­верхности следы масла и вообще жира. Присутствие их препят­ствует правильному равномерному разложению на ней акварель­ных красок; вот почему перед употреблением в дело бумаги последнюю следует промывать дистиллированной водой, при­бавляя к ней несколько капель нашатырного спирта. Частички железа, попавшие в бумажное тесто из машины во время ее про­изводства, образуют на бумаге коричневые и черные точки, устранение которых достигается лишь соскабливанием. Пожел­тевшая хорошая льняная бумага легко совершенно отбеливается при смачивании ее перекисью водорода.

Запасы бумаги следует хранить в сухом месте, подальше от пыли, в противном случае она так или иначе страдает от сыро­сти и пыли, которая глубоко внедряется в поры бумаги и силь­но грязнит ее.

Бумага для акварели изготовляется различных сортов. Наи­более популярен сорт бумаги под названием «ватман». Бумаге этой (белого цвета) придается различная зернистость. Но кроме белой бумаги можно пользоваться в акварели и тоновой бумагой, например желтоватого цвета, которая и применяется на практике.

Вырабатывается для акварельной живописи также специ­альный картон, который позволяет работать на нем без предва­рительной наклейки его на доску, так как он имеет достаточную толщину и не коробится. Картон этот носит название «бри­стольского» и имеет поверхность различной зернистости.

В последнее время вошло в моду писать акварели на непро­клеенной бумаге, пользоваться щетинными кистями и т. п. Все это является извращением техники акварельной живописи.