logo search
Kiplik_2002

Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение

Акварель есть один из видов живописи водяными крас­ками19.

Темпера и клеевая живопись также принадлежат к водя­ным краскам; но между этими тремя видами красок имеется весьма существенное различие. В состав связующего вещества акварели входит преимущественно клей растительного проис­хождения, в состав же темперы — клей преимущественно жи­вотный, в состав клеевых красок — исключительно животный. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии, тогда как в связующем веществе акварели эмуль­сия не является обязательной.

Акварель в наше время является вполне самостоятельной и разработанной техникой. Подобно большинству способов жи­вописи водяными красками, она получила свое начало уже в глубокой древности — зачатки ее современны папирусу и ие­роглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применялась для укра­шения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки за­главных букв и в миниатюрах20; позднее ею пользовались для живописи небольших фигур, подмалевка на досках и раскра­шивания рисунков. Среди работ, принадлежащих миниатюри­стам средних веков, уже имеются образцы тонкой акварель­ной живописи; таковы, между прочим, работы Альбрехта Дюрера. Мастера эпохи Возрождения использовали акварель для разработки эскизов к своим станковым и фресковым произведениям. Сохранилось немало образцов таких работ, принадле­жащих различным авторам; они представляют собой рисунки («картоны»), часто очень больших размеров, оттушеванные карандашом и раскрашенные прозрачными акварельными крас­ками. Таковы рисунки Рафаэля, Рубенса и других фламандских и голландских художников: Ван Остаде, П. Брюля, Рюисдаля; французов: Лебрена, Лессюера, Миньяра и др.

До XVII века акварель не имела самостоятельного значе­ния, а играла лишь вспомогательную, служебную роль в искус­стве. Но, начиная с XVII века, она уже становится самостоя­тельным родом живописи в Англии. В начале же XIX века акварель как самостоятельное искусство появляется и в дру­гих странах Западной Европы. В России около 1880 г. было основано специальное «Общество художников-акварелистов»21.

За долгое время своего существования акварель изменила состав связующего вещества и методы исполнения, но как в старину, так и в недавнее время она обыкновенно готовилась таким образом, что краски ее легко растворялись в воде по высыхании; в настоящее же время некоторым видам акварель­ных красок (гуашь) придают до некоторой степени нераство­римость.