logo search
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Общественность и общественное мнение

Усилия специалистов PR должны быть направлены на установление двусторонних контактов с общественностью.

Общественность – группа людей, сложившаяся под влиянием определенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующих на нее одинаковым образом.

Деятельность специалистов PR представляет собой комплекс скоординированных действий по формированию общественного мнения, направленный на то, чтобы изменить это мнение и поведение людей в свою пользу.

Работа фирм и компаний с общественным мнением в настоящее время становится все более профессиональной. Большинство акций PR проводится в целях формирования мнения людей относительно какого-либо имеющегося на рынке продукта, его качества, цены, популярности или необходимости приобретения товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а также укрепления уже сложившегося мнения о суперкачестве и преимуществах данного товара или услуги.

В практике PR общественность подразделяется на закрытую и открытую.

Закрытая общественность– это сотрудники фирмы, компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.

Открытая общественность– это многочисленная группа потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации.

Специалистам в области PR необходимо четко владеть основными характеристиками различных социальных общностей, сложная природа которых играет существенную роль в социальной жизни. Именно они являются носителями массового сознания и субъектами общественного мнения.

Общественное мнение лежит в основе развития общественного сознания, сформированного за счет использования массива информации. Безусловно, между общественным мнением, общественным сознанием и средствами массовой коммуникации существует системная связь, так как общественное мнение не существует без общественного сознания, а общественное сознание не существует без общественного мнения, которое формируют и изменяют средства массовой коммуникации. Иными словами, общественное мнение – это состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп и слоев населения.

Общественное мнение в сфере коммерции – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему ту или иную группу людей. Это консенсус, который достигается усилиями многих служб в коммерческой фирме после тщательного изучения потребностей, интересов, привычек, экономического статуса и в целом поведения основных социальных групп целевой аудитории.

Целевая аудитория– это основной круг реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг, а также иные группы общественности, на которые нацелены конкретные обращения организации во время проведения PR-кампании.

Общественное мнение в коммерческой сфере определяется как синтез частных мнений относительно товара, услуги, которые, как правило, имеют характер рыночных исследований, информационных данных состояния рыночной конъюнктуры, ценовой политики конкурентов и затрагивают интересы определенных слоев общества, где они распространяются.

Суждения и идеи, исходящие от лидеров фирм и компаний, играют большую роль в процессе убеждения и увлекают за собой или, наоборот, сдерживают определенные слои общества, еще не сумевшие принять решение. Сформированное общественное мнение изменить очень трудно, так как необходимо публично и последовательно признать собственные промахи и ошибки. Известно, что общественное мнение имеет тенденцию преувеличивать значение происходящего. Поэтому необходимо, чтобы службы связей с общественностью всегда имели комплекс мер, адекватных кризисным ситуациям, которые могли бы быть быстро реализованы.

Рост значимости общественного мнения в современных условиях обусловлен самим процессом формирования деловой среды предпринимательства.

Деловая среда, ее становление в большой степени зависят от общественного мнения. Широкие группы общественности становятся важнейшим объектом коммуникации коммерческих фирм и компаний. При этом усилия специалистов по определению собственных целевых аудиторий и их общественного мнения должны реализовываться с учетом ряда особенностей, а именно:

В соответствии с этим, одной из главных задач работы по связям с общественностью является правильное определение «своей» общественности и установление ее мнения. Данная задача решаема, если основные целевые аудитории исследуются с позиции носителей общественного сознания, которая отражает объективное состояние деловой среды.

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения – генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании.

Взаимообусловленная связь фирмы или компании с общественностью всегда происходит на фоне конкретной социальной обстановки, оказывающей влияние на весь процесс взаимодействия.

Необходимо правильно сделать системную оценку состояния социальной среды с учетом основных факторов, выделяя при этом факторы, отрицательно влияющие на общественность.

Установление полного взаимопонимания и гармонии с общественностью позволяет получить более объективную оценку потребителей, их финансовых возможностей, уровня конкуренции и состояния спроса и предложения на товары и услуги фирмы в целом.

Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение, на первый план выступают следующие.

Личностные факторы, то есть совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории, их возраст, изменения в потребительских интересах, которые часто связаны с переходными периодами в жизни человека. Кроме этого, на формирование спроса воздействуют род занятий потребителей, их профессия, влияющая на затраты времени, энергии, проведение досуга.

Социальные факторы, отражающие происхождение людей, их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности. Эти факторы влияют на формирование спроса основных потребителей товаров и услуг.

Культурные факторы, оказывающие большое влияние на потребительские предпочтения. При этом необходимо учитывать и представителей различных субкультур, различающихся по национальности, религиозным убеждениям, спортивным, музыкальным, игровым интересам и так далее.

Психологические факторы, учитывающие влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами. При этом необходимо учитывать уровень и качество образования, семейное положение, элементы мотивационной модели с учетом восприятия, усвоения, убеждения и реальных возможностей установления эффективной обратной связи с общественностью.

Факторы научно-технического порядка, отражающие уровень научно-технического прогресса. Они учитываются при реализации уникальных видов продукции суперкачества. Большинство коммерческих фирм и компаний оборудовано новейшей техникой, позволяющей оценивать состояние социальной среды с использованием мощных компьютерных систем и других достоинств электронного рынка.

Учет перечисленных факторов дает возможность объективно оценивать обратную связь, выражающую любые изменения в отношениях с целевыми аудиториями. Реакция общественного мнения основана на оценке ожидаемого поведения общественности с учетом выделения сфер влияния каждого конкурента на рынке.

Маркетинговые исследования играют решающую роль в выработке стратегии формирования общественного мнения. Процесс формирования общественного мнения облегчает адаптацию фирмы на новых рыночных сегментах, делает возможным занятие фирмой новых товарных ниш. Знание общественного мнения помогает каждому внутреннему структурному подразделению фирмы обозначить четкие ориентиры, увязать их с оперативными задачами, стимулировать координацию различных направлений фирмы в целом.

Функции общественного мнения(информационная, аналитическая, оценочная, конструктивная)изучаются по конкретным действиям целевых аудиторий, речевым выступлениям, фиксированным текстам и дифференцируются по назначению.

К производному от общественного мнения относят такие понятия, как «имидж организации» и «репутация» – близкие друг другу. Можно сказать, что имидж и репутация – это отражение компании, которое возвращает ему общественное зеркало.

Имидж – это внешний вид компании, ее «лицо». Как правило, он складывается в массовом сознании и носит эмоциональный оттенок. Имидж создает и поддерживает необходимое впечатление о фирме у общества. Репутация же более «слышима», чем «видима». Ее фундамент – реальные факты. Если имидж создается с первого раза, то репутация, как правило, зарабатывается и требует много времени, прежде чем начнет работать на компанию. Репутация неотделима от имиджа и является ее сопровождением. Символичный девиз придумало для себя столичное агентство «Реноме престиж»: «С вашего имиджа начинается репутация компании».

В целом, имидж можно разделить на пять типов: 1) объективный; 2) субъективный; 3) моделируемый; 4) желаемый; 5) требуемый.

Таким образом, в пиар-деятельности имидж выступает больше как форма, а репутация как содержание. Соотношению имиджа и репутации соответствует соотношение двух понятий «казаться» и «быть». В задачу пиар-профи входит объединение этих факторов воедино. Другими словами – не просто казаться, не просто быть, а казаться, чтобы быть. В тоже время репутация важнее имиджа. Знаменитый советский ученый в области космонавтики Сергей Павлович Королев был врагом всякой спешки и показухи в работе. «Запомните, – говорил он своим сотрудникам, – если вы сделаете дело быстро и плохо, люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если же вы сделаете медленно и хорошо, то они забудут, что вы сделали медленно, но запомнят, что вы сделали хорошо».

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что означает термин «Паблик Рилейшнз»?

  2. Какая страна является родиной PR?

  3. Кто и когда впервые употребил термин «Паблик Рилейшнз»?

  4. Когда произошло зарождение PR как самостоятельного вида деятельности?

  5. С какого времени PR получили распространение в России?

  6. Какие определения PR Вам известны?

  7. Какое из известных определений PR Вы считаете наиболее правильным, отвечающим целям и задачам PR?

  8. Чем обусловлен растущий спрос на специалистов в области PR во всем мире?

  9. Как называются специалисты в области PR на Западе?

  10. Какова сфера деятельности PR?

  11. Чем занимается служба PR в пределах предприятия, фирмы, организации?

  12. Чем занимается служба PR за пределами предприятия, фирмы, организации, учреждения?

  13. Что такое общественность?

  14. Что такое «закрытая общественность»?

  15. Что такое «открытая общественность»?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. В переводе с английского термин «Паблик Рилейшнз» означает:

а) общественное мнение;

б) общественные связи;

в) отношения с общественностью;

г) общественные организации.

2. Зарождение PR как самостоятельного вида деятельности и науки относится:

а) к середине XIXвека;

б) к 30-м годам XXвека;

в) к 90-м годам XXвека.

3. Впервые термин «Паблик Рилейшнз» употребил:

а) Д. Вашингтон;

б) Б. Франклин;

в) Т. Джефферсон;

г) Ф. Рузвельт;

д) Д. Кеннеди;

е) У. Грант.

4. PR – это:

а) неукоснительное соблюдение нравственных общественных норм;

б) планируемые усилия, направленные на возникновение доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью;

в) составляющие рекламной деятельности, реклама престижа.

5. Цель PR – это:

а) реклама фирмы, ее товаров и услуг;

б) достижение высокой общественной репутации;

в) повышение уровня продаж.

6. Закрытая общественность фирмы – это:

а) руководство фирмы;

б) сотрудники фирмы, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине;

в) особо доверенные у руководства фирмы лица.

7. Открытая общественность фирмы – это:

а) сотрудники фирмы, работающие в ее филиалах и региональных представительствах;

б) зарубежные партнеры фирмы, участвующие в ее внешнеэкономической деятельности;

в) клиенты;

г) партнеры;

д) многочисленная группа потребителей товаров и услуг.

8. Целевая аудитория – это:

а) группа людей, объединенных единой целью;

б) группа потенциальных потребителей производимых фирмой товаров и услуг;

в) группа людей, которым товары и услуги фирмы предоставляются бесплатно.