Христианство
Это вторая по времени происхождения мировая религия. Название свое берет от греческого имени собственного – Христос, что в переводе на русский язык означает помазанник, мессия (от евр. мошиах – спаситель). Помазанник, другими словами, царь, возведенный на престол через религиозный обряд, состоящий в смазывании освященным оливковым маслом (миром) лба монарха. Мессия в религиозных представлениях иудаизма является посредником между Богом и людьми, носителем высшего морального авторитета, способного поправить несправедливость мирового бытия. Основы христианства содержатся в Библии.
Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. Оно унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека, грехопадения, совершенного в раю Адамом и Евой, последующей жизни их потомков на Земле.
Время возникновения и распространения христианства приходится на период глубокого кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности Римской империи. Кризис коснулся и духовных ценностей: в период упадка экономики, политики и государственности, основанных на рабовладении, прежние духовные ценности (античная мифология, философия, языческая религия) утратили свое значение. В духовной жизни воцарился хаос. Это коснулось и религиозных взглядов. Языческая религия теряла свои прежние позиции в консолидации духа граждан империи. Появилось множество ученых, исповедующих различные жизненные принципы, иногда прямо противоположные. Среди них были стоики, киники, наставники, естествоиспытатели, иудаисты. Появились негативные отзывы о языческой религии. Языческая религия практически исчерпала себя.
Переход к новой идеологии, новой религии стал закономерным. Принятие христианства сопровождалось борьбой с язычниками, с одной стороны, и иудаистами, с другой. Христианство наследует от иудаизма идею единого Бога, олицетворяющего собой Владыку и Создателя мира, нареченного иудеями Яхве. Христианство трактует единого Бога как носителя абсолютной благости, красоты, истины, могущества, спасителя всех грешных и смертных. Бог обладает неисчерпаемой животворящей силой, им создан весь земной мир. Иисус Христос – сын Божий, воплотившийся в человеке, пришел в этот мир в качестве Спасителя. Христос победил силу греха, спас от него людей, приняв мученическую смерть на кресте. Страдания Христа – путь к нравственному исцелению и очищению людей от пороков, страдание – главное орудие борьбы со злом. Христианин не откажется от своего права на страдание, ибо через страдание происходит очищение души человека и приближение к Нему. Высшей формой страдания является сострадание: отношение к чужой боли как к своей. Именно сострадание приближает человека к Христу, ибо Христос страдал не за себя, а за других. Символ страдания – Крест. Отсюда выражение – «нести свой крест» – быть покорным судьбе, не сгибаться под ее ударами, быть терпеливым.
Христианство призывает к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе. Поэтому важнейшими ценностями христианства являются вера, надежда, любовь. Опорой веры и надежды на спасение является любовь к Богу.
Священный текст в христианстве – Библия, в которой изложены основные концепции данной веры, как правило, в форме притч.
К ключевым догмам христианства принято относить всего два – догматы триединства и Боговоплощения.
Первый понимается как существование Бога единого в трех ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, другими словами абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя. В православии Святой Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Иисус Христос – сын Бога-Отца.
Второй по важности догмой выступает догмат Боговоплощения. Он касается персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом, и человеком.
Стержень христианства – вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближающих его к Богу.
Особенности культовых действий связаны в христианстве с понятием таинства: крещения, причащения, миропомазания, покаяния или исповеди, священства, брака, соборования. Крещение – это обряд принятия веры, приобщения к церкви; причащение – обряд вкушения хлеба и вина, символизирующих собой плоть и кровь Христа, – обряд направлен на установление непосредственной связи Христа с верующими.
Миропомазание – помазание миром людей, принявших веру; покаяние – добровольное признание в содеянном грехе; священство – возведение в духовный сан и получение власти совершать таинства; брак – соучастие в мистическом браке Христа и церкви; соборование – обряд, сопровождающийся помазанием тела больного или умирающего. Таинство – это религиозный обряд, сообщающий верующим особую благодать.
В ходе истории христианство разделилось на несколько направлений. В XI веке окончательно оформились западное («латинское») католичество и восточное («греческое») православие. Главный пункт богословских разногласий между ними состоит в следующем. Католическая церковь утверждает, что Святой дух исходит не только от Бога–Отца, но и от Бога-Сына – Иисуса Христа. Отсюда в католическом вероучении делается вывод о том, что церковь как «мистическое тело Христово» является хранителем и распорядителем полученной от Христа благодати Святого Духа, и потому выше светских властей и непогрешима. (В XIX веке был принят догмат о непогрешимости Папы – главы Римской католической церкви).
Православие же более строго придерживается догматов Писания и Вселенских соборов. В нем больше акцентирована божественная природа Христа, а в католичестве акцент сделан на том, что Христос – сын человеческий и поэтому католичество настраивает верующих на улучшение земной жизни. Поэтому в православии главный праздник – Пасха, связанная с концом человеческого существования Иисуса и вознесения его на небо, а в католичестве – Рождество Христово, то есть появление его как человека в земном мире.
В XVI веке возникает протестантизм, общей чертой которого является убеждение, что для спасения души нужны вера и добродетельное поведение человека, а посредники между ним и Богом в лице священнослужителей верующим не нужны. Все обряды упрощаются.24
Ислам
Это третья, самая молодая из развитых монотеистических религий. Ислам возник на Ближнем Востоке, в среде арабов, коренных жителей Аравии.
Ислам – слово арабского происхождения, переводимое двояко: предание себя Богу и покорность. Основоположником ислама принято считать Мухаммеда, выходца из могущественного, но обнищавшего мекканского племени. Главная цель Мухаммеда – возвестить людям о едином Боге («Мне было возвещено, что Бог ваш – единый»). Мухаммед – пророк, в исламской традиции мифологизированный образ основателя ислама и исламского государства. Мухаммед – символ ислама, ему принадлежит центральная роль в проповеди новой веры в единого Бога, борца с язычеством, господствующим в аравийских племенах.
Единый Бог мусульман – Аллах. Аллах всемогущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. Аллах – творец мира, состоящего из земли и неба, ада и рая. Он даровал человеку многообразие природы, позволил пользоваться ее благами, пред-определил судьбу каждого человека. Но люди забывчивы, и Аллах напоминает о себе посланниками – пророками (в Коране их упоминается 28), последним и высшим является Мухаммед. Его миссия – вернуть людей к истинной вере. По преданию, в «конце света» Аллах воскресит всех мертвых и будет творить Страшный суд. Аллах справедлив, поэтому он одновременно и страшен, и миролюбив, он высший судья.
Основной источник вероучения в исламе – Коран. Это священная книга, в которой изложены ключевые догмы и положения мусульманской религии, мусульманские мифы и нормы права. Коран – слово арабского происхождения и в переводе означает чтение. По преданию, текст Корана был передан Мухаммеду самим Аллахом, но записали его секретари пророка на основе его проповедей, из которых после его смерти составили книгу, священную для мусульман. Другой важный источник мусульманской религии – сунны. Сунны содержат жизнеописание пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиям.
Основными понятиями мусульманской религии, наряду с исламом, являются понятия «иман» и «дин».
Иман (вера) имеет четыре основных предмета веры, а именно: в единого Бога; в его посланников (Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (Ису), Мухаммеда); в ангелов; в воскресение после смерти и судный день.
Дин – это правила жизни, обязанности, предписания, которые Аллах дает верующим. Дин включает в себя три основных элемента: пять столпов ислама; веру («ислам»); благие дела («исхан»).
Остановимся на характеристике первого.
Пять столпов ислама – это пять основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Первая обязанность правоверного мусульманина – исповедовать единобожие, почитать пророка Мухаммеда. Для того, чтобы стать мусульманином, человек должен торжественно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
Молитва – намаз – каждодневный пятикратный ритуал обращения к Богу. Его полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Пост у мусульман осуществляется один раз в год, длится целый месяц (рамазан, рамадан). В этот период мусульмане не едят, не пьют, не развлекаются, не курят от восхода до заката солнца. Милостыня – акт добровольного пожертвования в пользу бедных. Совершается один раз в году и называется закятом. Хадж представляет собой ритуальное паломничество в святые места.
Согласно исламу, каждый здоровый мусульманин должен посетить святые места и поклониться Каабе. Кааба в переводе с арабского – куб. Кааба – мусульманская святыня в Мекке, мечеть, в стену которой вделан черный камень, по преданию, упавший с неба. Совершающие хадж должны посетить святые места в Мекке, Иерусалиме, семикратно обойти Каабу, поцеловать черный камень и принести жертву. Паломники, завершившие весь обряд, получают звание хаджи. К пяти столпам исламской веры добавляют иногда шестой – джихад, или газават, что означает священную войну против неверных.
Ислам по мере своего распространения впитывал достижения греко-римской, византийской, персидской и других культур. Это привело к расцвету в X–XII вв. классической арабо-мусульманской культуры – основы культуры всего исламского мира. Особенностью мусульманской культуры является сочетание строгого единства религиозных ценностей и жесткой регламентации культового и бытового поведения с довольно свободным толкованием теологических вопросов ислама. Развитию философии и науки в мусульманском мире в немалой степени способствовало уважение к учености, вошедшее в традицию вместе с благоговением перед Кораном. Ислам исторически сформировался как государственная религия и поэтому в нем сильно выражено стремление к власти над обществом. В шариате – своде правовых и теологических нормативов реализован принцип нераздельности духовной и светской власти, религии и политики.
Подведем итог и рассмотрим общие черты мировых религий. Мировые религии имеют следующие общие моменты:
наличие харизматической личности (Пророк и Основатель);
Священное писание, или Предание, факт существования священного текста (Библия – христианство, Коран – ислам, Трипитака – буддизм);
система догматов как средство упорядочения духовных знаний;
вера, объединяющая приверженцев данной религии;
культ в виде средства, определяющего единство действий, закрепленных в ритуале.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. К народно-национальному типу религии принадлежит: а) буддизм; б) индуизм; в) ислам; г) христианство. 2. Какое суждение неверно: а) мировая религия монотеистична, а этно-национальная политеистична; б) мировая религия характеризуется ярко выраженным прозелитизмом; в) мировые религии носят межэтнический характер. 3. Судьба человека в буддизме зависит от: а) сансары; б) кармы; в) дхармы. 4. Цепь непрерывного перерождения в буддизме называется: а) кармой; б) дхармой; в) сансарой. 5. Особенность буддизма состоит в его направленности: а) активно-преобразовательной; б) социально-практической; в) этико-практической; г) духовно-теоретической. 6. Согласно христианству, главным средством борьбы со злом является: а) любовь; б) терпение; в) страдание; г) все перечисленное. 7. В православии Святой дух исходит от: а) Бога-Отца; б) Бога-Сына. 8. Понятие, выражающее предметы веры в исламе, называется: а) иман; б) дин; в) исхан. 9. Обряд в христианстве, устанавливающий непосредственную связь веру человека с Христом, называется: а) причащением; б) крещением; в) священством; г) покаянием. 10. Свод жизненных правил, обязанностей и предписаний, которые Аллах дает верующим, – это: а) исхан; б) дин; в) сунни; г) иман. 11. Религия, утверждающая, что для спасения души человека не нужны посредники между ним и Богом в лице священнослужителей, – это: а) православие; б) протестантизм; в) католицизм; г) ислам. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!