logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Модернизация и глобализация в современной культуре

Модернизация культуры является частью процесса модернизации общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного общества и его культуры в современное общество. Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию образования, наличие идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Составной частью социокультурной модернизации является также развитие средств массовой коммуникации и появление массовой культуры, а также приобщение все возрастающей части населения к культурному наследию прошлого.

Если раньше считалось, что процесс модернизации определяется экономическим ростом, то опыт стран Юго-Вос-точной Азии, в первую очередь Японии и Китая, заставил пересмотреть такую точку зрения. В свое время М. Вебер видел в конфуцианстве причину отсталости Китая. Как показал исторический опыт, в данном случае великий социолог ошибся. Именно конфуцианская этика предопределила успехи модернизации ряда юго-восточных стран. Конфуцианство на уровне массового сознания и поведения предстает в виде простых и четких норм. Оно предписывает уважение к авторитету старших, одновременно требует от последних проявлять заботу о младших; культивирует дух коллективизма. Конфуцианские нормы ориентируют людей на усвоение знаний, добросовестное выполнение своих обязанностей, соблюдение дисциплины. Все это пришлось кстати, когда в азиатских странах началась индустриализация.

Опыт Юго-Восточной Азии очень ценен, поскольку здесь органично сочетались такие внешне противоположные признаки, как ориентация на новое с учетом традиции, использование традиции как предпосылки модернизации; светская организация социальной жизни и религия, мифология в духовной жизни; значение индивидуальности и вместе с тем демократический характер власти и признание авторитетов в политике; эффективная производительность и признание пределов роста производства; соединение городских и деревенских форм жизни. Социокультурная модернизация невозможна без учета национальной специфики, тем более это касается такой сложной и многообразной страны, как Россия.

Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификации, то есть сведения всего многообразия культур к какому-либо единому образцу.

Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение числа и интенсивности различных международных связей – политических, экономических, коммуникационных, собственно культурных. Тенденция культурной глобализации реализуется тогда, когда нация или социальная группа готова принять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Однако процесс этот достаточно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный характер. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия для понимания различными национальными культурами специфики друг друга, облегчает процессы культурной адаптации. Вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Раскройте содержание понятий «социум» и «культура».

  2. Каково содержание понятия «социодинамика культуры»?

  3. На конкретных исторических примерах поясните сущность процессов социализации и аккультурации.

  4. Дайте характеристику подсистем культуры с точки зрения ее взаимосвязи с социумом.

  5. Как осуществляется перекодирование содержания из одной подсистемы культуры в другую?

  6. Что такое микро- и макродинамика культуры?

  7. Каковы основные типы социокультурных процессов?

  8. В чем сущность и значение контркультурных процессов в социоди-намике культуры?

  9. Каковы сущность, проявления и способы разрешения социокультурного противоречия?

  10. Что называется социокультурной деструкцией и каковы ее возможные последствия?

  11. Каковы цели и принципы культурной политики?

  12. В чем сущность процессов модер-низации культуры?

  13. Раскройте взаимосвязь процессов модернизации и глобализации в современной культуре.

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Приобретение культурными ценностями социальной значимости называется:

а) социализацией;

б) аккультурацией;

в) социодинамикой культуры;

г) социокультурным процессом.

2. Процесс приобретения социальными процессами культурной значимости называется:

а) социодинамикой культуры;

б) социализацией;

в) аккультурацией;

г) культурогенезом.

3. Перекодирование социокультурного содержания из мировоззренческо-научной подсистемы в соционормативную происходит по схеме:

а) образ–действие;

б) понятие–образ;

в) понятие–образ–действие;

г) образ–понятие–действие.

4. Динамика культуры в демократических обществах характеризуется:

а) цикличностью;

б) воспроизводством существующих ценностей и образцов;

в) доминированием стремления к новациям, свободе и творчеству;

г) преобладанием традиций над новациями.

5. Несоответствие сложившихся социальных отношений и институтов культурным изменениям называется:

а) социокультурным противоречием;

б) социокультурной деструкцией;

в) социокультурной катастрофой;

г) социокультурной динамикой.

6. Какая из перечисленных целей культурной политики государства является основной, центральной:

а) выражение интересов различных субъектов культуры;

б) максимальное участие культуры в решении социальных проблем;

в) финансовое обеспечение деятельности культурных учреждений;

г) совершенствование системы образования.

7. Решающим фактором в современной теории модернизации является:

а) рост национальной элиты;

б) сочетание традиций и новаций;

в) экономический рост;

г) технический прогресс.

8. Главной проблемой глобализации современной культуры является:

а) сохранение национального своеобразия;

б) утверждение системы общечеловеческих ценностей;

в) реализация принципа сотрудничества в межгосударственных отношениях;

г) решение глобальных проблем современности.