Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
Понимание места и роли науки в системе культуры будет неполным без исследования ее взаимоотношения с техникой.
В узком смысле слова техника – это инструментальные средства, с помощью которых человек преобразует природу. В широком смысле, который включает в себя социокультурное и историко-цивилизационное измерение, техника – продукт человеческой цивилизации: инструментальное средство, специальное знание, составная часть общественного процесса. Общее определение техники, которое часто используется при анализе человеческой деятельности, звучит так: «Техника – это любые средства и способы деятельности, используемые для достижения цели». Человек не просто использует технику, он реализует в ней свои способности и возможности. Значит, техника – не только средства деятельности, но и способ существования человека. Совершенствование техники приводит не только к изменению природы, но и самих людей, их потребностей и образа жизни. Техника, по выражению испанского философа Ортеги-и-Гассета, – это «онтологический кентавр», одна часть которого взята из природы, а другая – от человека.
Техника, являясь продуктом развития культуры, активно воздействует на нее:
она образует искусственную среду обитания человека, являясь как бы «материальным телом» культуры;
с помощью техники решают социальные проблемы людей, причем способами, приемлемыми с гуманистической точки зрения;
потребности культуры вызывают появление технических средств передачи информации, создания культурных ценностей.
Поэтому техника в информационно-семиотическом аспекте, то есть как способ получения, хранения, обработки и передачи информации, как знания, цели и смыслы, воплощенные в технических устройствах, является частью культуры и важным фактором ее развития.
Феномен техники изучают многие науки, но каждая выделяет свой аспект:
инструментально-технологический аспект, когда исследуется онтологическая природа технического объекта, «логика» его развития (технические науки);
естественный (природный), где акцент делается на взаимоотношении «техника–природа» (естествознание, инженерная экология);
индивидуальный человеческий аспект, исследующий систему «техника–человек» (физиология, антропология, психология, эстетика и другие);
социальный, изучающий систему «техника–общество–бытие человека» (социология, экономика, политология, культурология);
социокультурный, который сконцентрирован на исследовании взаимоотношения «техника–культура» (культурология); данный аспект, в отличие от предыдущих, сравнительно мало изучен, хотя знание его для перспектив цивилизации очень велико.
Как социокультурная ценность техника может рассматриваться, по меньшей мере, в трех измерениях:
как объект, орудия труда, машины, представляющие пользу для жизнедеятельности человека;
как знание (технологическое), умение, навыки;
как творческий процесс изобретения (техника составляет основу вещного, созданного руками человека, мира).
С точки зрения качества человеческой деятельности, техника представляет собой «искусность», «мастерство» (от греч. слова techne) в любой сфере деятельности. В данном смысле техника понимается как технология (способ) деятельности, а ее социокультурное содержание заключено в технологическом совершенстве.
В аспекте «меры человеческого в человеке» социокультурный смысл техники проявляется в том, что техника, с одной стороны, расширяет человеческие возможности, а с другой стороны, помогает реализовать природные задатки.
В научной литературе отношение к истокам происхождения техники довольно неоднозначно.
С точки зрения натуралистического подхода, техника проистекает из естественно-природных инстинктов, из стремления человека защититься от враждебной окружающей среды с помощью артефактов.
Волевой подход, учитывая природные истоки техники, делает акцент на волевом факторе. Согласно данному подходу современная западная индустриальная цивилизация и ее ценности вырастают из некой воли мирового вселенного порядка. Ряд мыслителей объясняет происхождение техники действием инфернальных, дьявольских сил.
Рациональный подход трактует технику и техническую деятельность как сознательно направляемое действие, вытекающее либо из присущей человеческому сознанию научной рациональности, либо из рациональности, обусловленной божественным велением. В целом можно отметить, что данный подход опирается на антропологические и социокультурные предпосылки возникновения и развития техники. Антропологические предпосылки связаны с признанием человека существом не только разумным (Homo sapiens), но и преобразовывающим природу (Homo faber). Преобразуя природу в соответствие со своими потребностями, человек осмысливает процесс деятельности, оценивает ее результативность. В стремлении повысить эффективность своей деятельности и расширить свои возможности человек изобретает и создает все новые орудия труда, средства воздействия на окружающую среду. Одновременно развиваются творческие, аналитические способности человека по оценке эффективности и совершенствованию создаваемой им техники.
Техника является средством хранения и передачи информации о степени развития культуры в ту или иную эпоху. Каждое изделие представляет собой систему знаков, передающую информацию как об идее, так и форме ее материализации. Система знаков лежит в основе выработки навыков технической деятельности.
Разные подходы сложились и к вопросу о логике развития техники. Согласно так называемой теории «технологического детерминизма», направленность технического развития не связана с социальными и культурными процессами, а обусловлена только внутренними законами развития самой техники.
Более широко трактуют феномен техники сторонники «ценностного детерминизма». Данный подход рассматривает процесс техники в общем контексте социокультурной динамики. Технический прогресс, с одной стороны, опирается на свободный выбор ценностей, определяющих технико-технологическую деятельность человека, а с другой, – всецело обусловлен внешними (социальными и в определенной мере природными) факторами.
Анализируя развитие техники, можно отметить, что производство и совершенствование техники – это процесс изменения искусственной среды, созданной человеком. Деятельность человека обусловлена социальными (а не чисто природными) законами и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов.
Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь между ними не была системной. И лишь в XVI–XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII–XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда.
Но лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция – это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР.
НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы (формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур); закладываются основы будущей мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. Вместе с тем, глобализируются и многократно обостряются проблемы, стоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические и культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом фоне разворачивается противоположный глобализации процесс – рост национального самосознания, стремление сохранить культурную самобытность.
НТР поставила целый ряд проблем во взаимоотношениях между элементами системы «человек–наука–техника». С одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно расширяет творческие возможности людей; помогает реализовать их природные задатки; совершенствует умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого мозга.
С другой стороны, глобальная компьютеризация несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации людей.
Компьютерная техника предъявляет высокие требования к профессиональному уровню человека, способствует росту творческого начала в работе и научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в обществе. Одновременно происходит обезличивание результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности в развитии человека и формирования технократического типа личности.
Компьютерная виртуальная реальность расширяет возможности творчества, самореализации человека. Вместе с тем привычка к неограниченной свободе самовыражения в виртуальном мире может притуплять чувство ответственности человека за принятые им решения в реальных жизненных ситуациях, порождать пренебрежительное отношение к людям, к их жизни и смерти.
НТР определяет собственные ценностные ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании материальных ценностей. Массовая культура, реклама пропагандируют потребительский образ жизни, подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится как само собой разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию. Более того, в соотношении «техника–человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту.
Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений. Только в том случае, если технический прогресс будет служить гуманистическим духовным ценностям и идеалам, человечество сможет достойно выйти из тупика современной техногенной цивилизации.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какой важный фактор бурного развития науки и техники выделял М. Вебер в западной культуре: а) католицизм; б) протестантизм; в) общечеловеческие ценности. 2. Какие из перечисленных принципов не присущи науке: а) рационализм; б) причинность; в) критичность; г) волюнтаризм; д) субъективизм. 3. Какие суждения неверны: а) наука объясняет явления, а религия – нет; б) наука, как и религия, являются систематизированными сферами духовной деятельности; в) главным источником религиозного мировоззрения выступает разум человека; г) религия решает вопрос о смысле жизни человека. 4. Наука в качестве части культуры исследуется как особый социальный институт, как вид духовной деятельности и как: а) социальный элемент общества; б) особая система знаний; в) образ реальности; г) мировоззрение. 5. Какой подход выводит развитие техники исключительно из ее внутренних законов: а) ценностный детерминизм; б) социокультурный подход; в) технологический детерминизм; г) натуралистический подход. 6. Согласно какому подходу техника возникает из стремления человека защититься от окружающей среды: а) волевой подход; б) рациональный подход; в) натуралистический подход; г) социокультурный подход. 7. Индивидуальный аспект системы «техники–человек» исследуется: а) психологией; б) политологией; в) социологией; г) экономикой. 8. С точки зрения Ортеги-и-Гассета, техника: а) враждебна культуре; б) враждебна природе; в) несет угрозу целостности бытия человека; г) имеет двойственную природно-человеческую сущность. 9. Собственно культурное содержание техника проявляется в следующем ее аспекте: а) инструментальном; б) энергетическом; в) материально-преобразовательном; г) информационно-семиотическом. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!