Культура разговорной речи
В повседневных ситуациях общения люди вступают в разговоры и беседы различного характера.
Беседа важнейший элемент речевого этикета. Умение поддержать и вести беседу, быть интересным, приятным собеседником большое искусство, ему учатся в течение всей жизни. Тема беседы зависит от множества вещей: от повода, по которому она ведется, от культурного уровня собеседников, от общности интересов и так далее. Чем развитее человек, тем интереснее с ним беседовать. Если в беседе принимают участие несколько человек, тема разговора должна, по возможности, быть интересной для всех.
О чем принято и о чем не принято говорить в обществе? Выбирая тему для беседы, нужно считаться со своим собеседником, а также с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.
Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, родственниках, болезнях, привычках, вкусах. Желательно избегать неприятных тем, которые могут испортить окружающим настроение, навеять мрачные, тяжелые воспоминания. Так, в комнате больного не говорят о смерти; больному не говорят о том, что он плохо выглядит, а наоборот, стараются подбодрить его. В пути, особенно в самолете, не рассказывают об авариях на транспорте, воздушных катастрофах. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит. Чтобы не попасть в неловкое, смешное положение, не рассказывайте в обществе сенсационных, но недостоверных новостей.
В небольшой компании не следует начинать разговор о том, что может остаться непонятным хотя бы одному из присутствующих, это невежливо. Невежливо также говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих, разговаривать на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют.
Опасной темой для разговора является возраст человека (особенно, если это касается женщины). В обществе пожилого человека, говоря о ком-то другом, не произносят: «Он уже старый» или «Ну, в его-то возрасте». Вообще интересоваться возрастом другого не следует. Нельзя допытываться также, кто сколько зарабатывает.
Не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице, в транспорте и так далее.
Некрасиво как постоянно жаловаться на неудачи, так и превозносить свои успехи, «высокие» качества, заслуги, таланты. Воспитанный, деликатный человек мало говорит о делах своих ближних, иными словами – не сплетничает. Об общих знакомых можно говорить до тех пор, пока разговор ведется в корректном тоне. Каждый должен сам почувствовать, где кончается чисто психологический интерес, а где начинается сплетня или, того хуже, клевета. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается».
Непременное условие культурной беседы умение терпеливо выслушать собеседника, не перебивая его, дать ему высказать все, что он хочет. Бестактно прерывать другого на полуслове. Не следует также подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу, тем более, вслух исправлять его речевые ошибки (неправильные ударения, окончания, неверно произнесенное иностранное слово и так далее). Если же вы хотите вставить в разговор что-либо существенное, то попросите разрешения: «Разрешите мне добавить» или «Извините, что вас перебиваю, но я хотел бы заметить, что ...». В этом случае говорящий должен считаться с подобным вмешательством.
Участвуя в разговоре, нужно быть внимательным. Если вы не расслышали какого-либо слова или вопроса, то не следует переспрашивать односложно: «что?», «а», «чего?» и так далее. Вежливее будет сказать: «Извините, я не расслышал» или «Прошу прощения, повторите, пожалуйста». Любой резкий вопрос или ответ звучит невежливо, поэтому воспитанные люди избегают односложных выражений типа «да», «нет».
Если в разговоре ваша точка зрения не совпадает с точкой зрения собеседника, нужно уметь выразить это в тактичной форме. Недопустимо грубо прерывать речь другого словами типа: «чушь», «ерунда», «чепуха», «вы ничего не смыслите в этом» и так далее. Ту же самую мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя собеседника, например: «Простите, но я с вами не согласен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь иного мнения» и так далее.
Нужно помнить, что насильно навязывать свои взгляды кому-либо неучтиво и бессмысленно. Если же дискуссия на «острую тему» все же завязалась, важно следить за тем, чтобы она ни в коем случае не превратилась в ссору, не испортила бы настроение окружающим. Недопустимо переходить на личности, говорить друг другу колкости, применять «аргументы» типа: «как примитивно вы рассуждаете», «это яснее ясного», «ежу понятно» и тому подобные. Не следует награждать друг друга такими эпитетами, как «тугодум», «циник», «эгоист», «демагог» и так далее.
Как себя вести, если в беседе принимают участие несколько человек? Прежде всего, следует помнить, что тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения. Если вы являетесь хозяином дома, стола, за которым ведется беседа, то в вашу обязанность входит незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор на какую-либо интересующую всех тему и втянуть в нее даже самых застенчивых гостей. Хозяин также следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличия.
В любом обществе рады хорошему рассказчику, но не каждый обладает этим даром. Если вы хотите привлечь к себе внимание и вызвать интерес к своей теме, учтите, что высказываться нужно ясно и предельно кратко, избегать повторений, а мысли должны быть логически связаны между собой.
Часто в разговорах, беседах, в гостях, в компаниях люди шутят, острят, рассказывают забавные истории, анекдоты. Если вы решили блеснуть остроумием, то важно помнить, что шутить и острить нужно умеючи, а это дано не каждому. Человек, обладающий подобным даром, должен использовать его тактично. В обществе позволительна шутка с тонким смыслом, юмором, деликатная, сказанная кстати и то лишь между людьми, обладающими чувством юмора. Следует иметь в виду, что существует категория людей, не понимающих шуток, готовых принять шутку за оскорбление, неуважение к своей личности. Используя в своем речевом арсенале шутку, остроту, важно не переусердствовать, не перейти определенную грань. Так, всякая шутка, повторенная многократно, раздражает, теряет свой смысл. Обычно тот, кто старается держаться слишком свободно, казаться остроумным и занимать все время общее внимание, ставит себя в неловкое положение. Таким людям необходимо помнить, что абсолютно недопустимы, шутки по поводу фамилии человека, его внешности, физических недостатков, национальности, местожительства, образования. Нельзя копировать, передразнивать людей. Если вы пытались шутить и острить, но ваши попытки не имели успеха, то лучше впредь этого не делать.
Рассказывать анекдоты и смешные истории лучше предоставить тому, у кого это хорошо получается, то есть, человеку с хорошим вкусом, тактом, чувством меры. Анекдот удачен тогда, когда он иллюстрирует только что прозвучавшую в разговоре мысль, когда он нов, злободневен. Не стоит рассказывать анекдотов старых, а также утомлять анекдотами слушателей («сыпать» ими без остановки).
Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем общее молчание после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1.Культура речи это: а) умение говорить красиво, ярко, образно, эмоционально; б) владение правилами и нормами речевого этикета; в) обладание четкой дикцией и красивым тембром голоса; г) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. 2. Важнейшим аспектом культуры речи является: а) коммуникативный; б) нормативный; в) этический. 3. Чтобы сделать свою речь грамотной и культурной, необходимо изживать из нее: а) эвфемизмы; б) варваризмы; в) неологизмы; г) слова-паразиты; д) архаизмы; е) вульгаризмы. 4. Ведя деловую беседу, следует: а) сделать продолжительное по времени, обстоятельное вступление; б) стараться излагать мысли предельно кратко; в) проявлять жесткость и неуступчивость; г) обязательно аргументировать свои суждения и доводы; |
|
д) стараться «подавить» собеседника своим общественным положением и авторитетом. 5. В деловом споре главное: а) быть эмоциональным, помогать себе мимикой, жестами, восклицаниями; б) хорошо знать суть вопроса, по поводу которого ведется спор; в) «загнать в угол» оппонента любыми способами и средствами; г) четко сформулировать те положения, которые Вы обосновываете; д) в случае несогласия с Вами оппонента прибегнуть, если это возможно, к административным мерам. 6. Непременным условием ведения культурной беседы является: а) образованность собеседников; б) умение терпеливо слушать друг друга; в) демонстрация собеседниками эрудиции и остроумия; г) избегание тем, неприятных для собеседника; д) исправление речевых ошибок собеседника. 7.Чтобы создать о себе впечатление как о воспитанном и культурном собеседнике, Вы изберете темой для беседы с малознакомым человеком: а) проблемы своего здоровья; б) погоду; в) свое семейное положение; г) литературу и искусство; д) политику; е) личную жизнь своих знакомых и сослуживцев. 8. Узнав, что Ваш случайный собеседник является специалистом в интересующей Вас сфере (например, врач или юрист), Вы: а) незамедлительно попросите у него профессионального совета; б) отнесетесь к его профессии нейтрально; в) поинтересуетесь его заработком. 9. Оказавшись в незнакомой компании и желая произвести хорошее впечатление, Вы: а) будете рассказывать анекдоты; б) станете отпускать остроты по поводу внешности кого-либо из присутствующих; в) поддержите общую беседу, продемонстрировав знание предмета беседы; г) предпочтете больше слушать, чем говорить. 10. Какие из формул речевого этикета Вы используете при обращении: а) к пожилому человеку, чтобы спросить, который час; б) к милиционеру, чтобы спросить, как проехать по нужному Вам адресу; в) к приятелю, чтобы попросить учебник. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!