logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Культура разговорной речи

В повседневных ситуациях общения люди вступают в разговоры и беседы различного характера.

Беседа  важнейший элемент речевого этикета. Умение поддержать и вести беседу, быть интересным, приятным собеседником  большое искусство, ему учатся в течение всей жизни. Тема беседы зависит от множества вещей: от повода, по которому она ведется, от культурного уровня собеседников, от общности интересов и так далее. Чем развитее человек, тем интереснее с ним беседовать. Если в беседе принимают участие несколько человек, тема разговора должна, по возможности, быть интересной для всех.

О чем принято и о чем не принято говорить в обществе? Выбирая тему для беседы, нужно считаться со своим собеседником, а также с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, родственниках, болезнях, привычках, вкусах. Желательно избегать неприятных тем, которые могут испортить окружающим настроение, навеять мрачные, тяжелые воспоминания. Так, в комнате больного не говорят о смерти; больному не говорят о том, что он плохо выглядит, а наоборот, стараются подбодрить его. В пути, особенно в самолете, не рассказывают об авариях на транспорте, воздушных катастрофах. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит. Чтобы не попасть в неловкое, смешное положение, не рассказывайте в обществе сенсационных, но недостоверных новостей.

В небольшой компании не следует начинать разговор о том, что может остаться непонятным хотя бы одному из присутствующих, это невежливо. Невежливо также говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих, разговаривать на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют.

Опасной темой для разговора является возраст человека (особенно, если это касается женщины). В обществе пожилого человека, говоря о ком-то другом, не произносят: «Он уже старый» или «Ну, в его-то возрасте». Вообще интересоваться возрастом другого не следует. Нельзя допытываться также, кто сколько зарабатывает.

Не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице, в транспорте и так далее.

Некрасиво как постоянно жаловаться на неудачи, так и превозносить свои успехи, «высокие» качества, заслуги, таланты. Воспитанный, деликатный человек мало говорит о делах своих ближних, иными словами – не сплетничает. Об общих знакомых можно говорить до тех пор, пока разговор ведется в корректном тоне. Каждый должен сам почувствовать, где кончается чисто психологический интерес, а где начинается сплетня или, того хуже, клевета. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается».

Непременное условие культурной беседы  умение терпеливо выслушать собеседника, не перебивая его, дать ему высказать все, что он хочет. Бестактно прерывать другого на полуслове. Не следует также подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу, тем более, вслух исправлять его речевые ошибки (неправильные ударения, окончания, неверно произнесенное иностранное слово и так далее). Если же вы хотите вставить в разговор что-либо существенное, то попросите разрешения: «Разрешите мне добавить» или «Извините, что вас перебиваю, но я хотел бы заметить, что ...». В этом случае говорящий должен считаться с подобным вмешательством.

Участвуя в разговоре, нужно быть внимательным. Если вы не расслышали какого-либо слова или вопроса, то не следует переспрашивать односложно: «что?», «а», «чего?» и так далее. Вежливее будет сказать: «Извините, я не расслышал» или «Прошу прощения, повторите, пожалуйста». Любой резкий вопрос или ответ звучит невежливо, поэтому воспитанные люди избегают односложных выражений типа «да», «нет».

Если в разговоре ваша точка зрения не совпадает с точкой зрения собеседника, нужно уметь выразить это в тактичной форме. Недопустимо грубо прерывать речь другого словами типа: «чушь», «ерунда», «чепуха», «вы ничего не смыслите в этом» и так далее. Ту же самую мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя собеседника, например: «Простите, но я с вами не согласен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь иного мнения» и так далее.

Нужно помнить, что насильно навязывать свои взгляды кому-либо неучтиво и бессмысленно. Если же дискуссия на «острую тему» все же завязалась, важно следить за тем, чтобы она ни в коем случае не превратилась в ссору, не испортила бы настроение окружающим. Недопустимо переходить на личности, говорить друг другу колкости, применять «аргументы» типа: «как примитивно вы рассуждаете», «это яснее ясного», «ежу понятно» и тому подобные. Не следует награждать друг друга такими эпитетами, как «тугодум», «циник», «эгоист», «демагог» и так далее.

Как себя вести, если в беседе принимают участие несколько человек? Прежде всего, следует помнить, что тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения. Если вы являетесь хозяином дома, стола, за которым ведется беседа, то в вашу обязанность входит незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор на какую-либо интересующую всех тему и втянуть в нее даже самых застенчивых гостей. Хозяин также следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличия.

В любом обществе рады хорошему рассказчику, но не каждый обладает этим даром. Если вы хотите привлечь к себе внимание и вызвать интерес к своей теме, учтите, что высказываться нужно ясно и предельно кратко, избегать повторений, а мысли должны быть логически связаны между собой.

Часто в разговорах, беседах, в гостях, в компаниях люди шутят, острят, рассказывают забавные истории, анекдоты. Если вы решили блеснуть остроумием, то важно помнить, что шутить и острить нужно умеючи, а это дано не каждому. Человек, обладающий подобным даром, должен использовать его тактично. В обществе позволительна шутка с тонким смыслом, юмором, деликатная, сказанная кстати и то лишь между людьми, обладающими чувством юмора. Следует иметь в виду, что существует категория людей, не понимающих шуток, готовых принять шутку за оскорбление, неуважение к своей личности. Используя в своем речевом арсенале шутку, остроту, важно не переусердствовать, не перейти определенную грань. Так, всякая шутка, повторенная многократно, раздражает, теряет свой смысл. Обычно тот, кто старается держаться слишком свободно, казаться остроумным и занимать все время общее внимание, ставит себя в неловкое положение. Таким людям необходимо помнить, что абсолютно недопустимы, шутки по поводу фамилии человека, его внешности, физических недостатков, национальности, местожительства, образования. Нельзя копировать, передразнивать людей. Если вы пытались шутить и острить, но ваши попытки не имели успеха, то лучше впредь этого не делать.

Рассказывать анекдоты и смешные истории лучше предоставить тому, у кого это хорошо получается, то есть, человеку с хорошим вкусом, тактом, чувством меры. Анекдот удачен тогда, когда он иллюстрирует только что прозвучавшую в разговоре мысль, когда он нов, злободневен. Не стоит рассказывать анекдотов старых, а также утомлять анекдотами слушателей («сыпать» ими без остановки).

Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем общее молчание после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое культура речи?

  2. Почему для современного специалиста в любой сфере деятельности необходимо владение культурой речи?

  3. Охарактеризуйте основные компоненты культуры речи.

  4. Какой аспект культуры речи считается одним из важнейших?

  5. Что представляет из себя нормативный аспект культуры речи?

  6. Что представляет из себя коммуникативный аспект культуры речи?

  7. Что представляет из себя этический аспект культуры речи?

  8. Что такое речевой этикет?

  9. Какой должна быть речь современного культурного человека?

  10. Что необходимо предпринимать, чтобы усовершенствовать свою речь?

  11. Почему в речи так важна интонация?

  12. Какие слова называются «слова-паразиты» и почему необходимо изживать их из речи?

  13. Какие слова и выражения категорически неприемлемы в речи?

  14. Как влияют средства массовой информации на состояние современной русской речи?

  15. В чем специфика культуры деловой речи?

  16. Какие процессы происходят в современном русском языке и с чем это связано?

  17. Почему современному деловому человеку необходимо владеть нормами и правилами речевого этикета?

  18. На какие этапы можно разделить деловую беседу?

  19. Что необходимо для успешного проведения деловой беседы?

  20. Почему в деловой беседе очень важно не только умение говорить, но и умение слушать?

  21. Что необходимо помнить, вступая в деловой спор?

  22. Каким должен быть стиль поведения в деловом споре?

  23. Как вести себя, если в беседе принимают участие несколько человек?

  24. Когда уместны шутки в беседе?

  25. Какие шутки недопустимы в деловой беседе?

  26. Какую роль играет тон речи?

  27. Назовите виды споров.

  28. Чем отличается деловой спор от других видов споров?

  29. Какие аргументы неуместны в деловом споре?

  30. Как скорость речи отражает состояние говорящего?

  31. Какие факторы определяют ис-пользование речевого этикета?

Задания. Тесты.

Ответы.

1.Культура речи  это:

а) умение говорить красиво, ярко, образно, эмоционально;

б) владение правилами и нормами речевого этикета;

в) обладание четкой дикцией и красивым тембром голоса;

г) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

2. Важнейшим аспектом культуры речи является:

а) коммуникативный;

б) нормативный;

в) этический.

3. Чтобы сделать свою речь грамотной и культурной, необходимо изживать из нее:

а) эвфемизмы;

б) варваризмы;

в) неологизмы;

г) слова-паразиты;

д) архаизмы;

е) вульгаризмы.

4. Ведя деловую беседу, следует:

а) сделать продолжительное по времени, обстоятельное вступление;

б) стараться излагать мысли предельно кратко;

в) проявлять жесткость и неуступчивость;

г) обязательно аргументировать свои суждения и доводы;

д) стараться «подавить» собеседника своим общественным положением и авторитетом.

5. В деловом споре главное:

а) быть эмоциональным, помогать себе мимикой, жестами, восклицаниями;

б) хорошо знать суть вопроса, по поводу которого ведется спор;

в) «загнать в угол» оппонента любыми способами и средствами;

г) четко сформулировать те положения, которые Вы обосновываете;

д) в случае несогласия с Вами оппонента прибегнуть, если это возможно, к административным мерам.

6. Непременным условием ведения культурной беседы является:

а) образованность собеседников;

б) умение терпеливо слушать друг друга;

в) демонстрация собеседниками эрудиции и остроумия;

г) избегание тем, неприятных для собеседника;

д) исправление речевых ошибок собеседника.

7.Чтобы создать о себе впечатление как о воспитанном и культурном собеседнике, Вы изберете темой для беседы с малознакомым человеком:

а) проблемы своего здоровья;

б) погоду;

в) свое семейное положение;

г) литературу и искусство;

д) политику;

е) личную жизнь своих знакомых и сослуживцев.

8. Узнав, что Ваш случайный собеседник является специалистом в интересующей Вас сфере (например, врач или юрист), Вы:

а) незамедлительно попросите у него профессионального совета;

б) отнесетесь к его профессии нейтрально;

в) поинтересуетесь его заработком.

9. Оказавшись в незнакомой компании и желая произвести хорошее впечатление, Вы:

а) будете рассказывать анекдоты;

б) станете отпускать остроты по поводу внешности кого-либо из присутствующих;

в) поддержите общую беседу, продемонстрировав знание предмета беседы;

г) предпочтете больше слушать, чем говорить.

10. Какие из формул речевого этикета Вы используете при обращении:

а) к пожилому человеку, чтобы спросить, который час;

б) к милиционеру, чтобы спросить, как проехать по нужному Вам адресу;

в) к приятелю, чтобы попросить учебник.