Природа как ценность культуры
Отношение человека к природе определяется его культурой, особенно мировоззрением, и фиксируется в виде различных её образов.
На огромном отрезке исторического развития общества Бердяев выделяет четыре периода в отношении человека к природе:
погружение человека в природу;
выделение из природы, противопоставление человека природе и борьба с ней;
обращение к природе для овладения ею;
восстановление связи с душой природы и духовное овладение природой.30
Более уважительное отношение к природе характерно для восточного мировоззрения. В нём акцентируется гармония, равноправие и ответственное отношение к природе (буддизм, конфуцианство). В христианстве, особенно католицизме и протестантизме, заметно выражен антропоцентрический момент. Человек – царь природы, и что хочет, то и делает с ней. Однако в православии всегда подчёркивалось святость всего сотворенного. Но и в целом интерпретация христианства как благословения на потребительское отношение к природе не является точной. Можно дать другое истолкование – природа и человек едины. Так, Франциск Ассизский (1181–1226) – основатель монашеского ордена францисканцев – своей жизнью осуществлял идею «равенства всех тварей». Сначала он воспринимался чуть ли не как еретик. Впоследствии причислен к лику святых и в 1979 г. провозглашён небесным покровителем экологов.
Альберт Швейцер (1875–1965) – немецко-французский мыслитель, врач, музыковед, протестантский теолог – сформулировал концепцию «благоговения перед жизнью». В 1952 году ему присуждена Нобелевская премия за антивоенные выступления. «Любая жизнь священна», и показателем нравственности человека является его отношение к природе, а не только к другому человеку.
Непосредственная зависимость людей от природы на ранних этапах истории осознавалась в религиозных представлениях, фиксировалась в обрядах и мифах. Природе приписывались культурные свойства, она уподоблялась человеку, господствовал анимизм.
Первым образом природы является, например, «мировое дерево» как ось мира, которая упорядочивает природу. Мировое дерево связывалось с определенными животными. Они олицетворяли собой стихии природы. В корнях дерева помещают существа, символизирующие собой землю, влагу, мрак, зло – змеи, лягушки, черепахи. На вершине «оси мира» – птицы, чаще всего орёл, который отождествляется с небом, солнцем, светом и добром. Небесные птицы и земнородные животные олицетворяют разные космические уровни Вселенной – верх и низ, добро и зло, жизнь и смерть. По правую и левую сторону от дерева – животные среднего мира – медведи, белки и другие. Они – посредники между существами верхнего и нижнего миров.
Мировое дерево – символ и объединяет в себе несколько смыслов:
модель Вселенной с тремя мирами – верхним, нижним, средним;
овеществленная идея плодородия;
модель общества, где каждый человек занимает определённое место, как лист на ветке, единство ветвей и листьев – коллектив;
символ вечного возрождения, жизненной энергии;
дерево – это предопределённость судьбы – на каждом листе записано всё, что случится с человеком; крона – запись мировой судьбы.
Символ отразился в строении жилища, устройстве святилищ, храмов, в сюжетах искусства.
Природа воспринималась древними людьми двойственно: как враждебное, не поддающееся начало, и как партнёр, союзник, дающий всё необходимое для существования. Потому она наделялась человеческими свойствами – происходила антропоморфизация.
Развитие общества постепенно привело к обособлению человека от природы. Однако это обособление долгое время не нарушало их гармонической взаимосвязи: мир обжит, природа очеловечена, человек – малое подобие Космоса – микрокосмос. В средневековой европейской культуре природа начинает пониматься как препятствие на пути возвышения духа. С Нового времени природа постепенно утрачивает своё ценностное, мировоззренческое значение и становится лишь средством для развития общества. Человек всё более отчуждается от природы. Искусственный, созданный человеком мир начинает разрушать природные основы человеческого существования.
Лишь во второй половине XX века пришло осознание того, что разрушение природы грозит гибелью самому обществу. Заговорили об экологической катастрофе, о глобальных проблемах. Пришло время признать, что человек – лишь один из образцов многоликой «живой материи» и, наверное, не самый лучший.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!