VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
Большой вклад системы PR в развитие и повышение эффективности предпринимательской деятельности может быть сделан через механизмы лоббирования.
Лоббирование (от англ. lobby – коридор, кулуары, где депутаты парламента могут общаться с посторонними) – это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование является одним из основных приемов паблик рилейшнз по непосредственному воздействию на аппарат государственной власти, парламент со стороны представителей общественности – деловых кругов, профсоюзов и многих слоев населения.
История лоббирования уходит корнями в США, в XIX век, в период правления президента У. Гранта. Вечерами после напряженного трудового дня он и его министры, сенаторы, «команда» имели привычку в вестибюле одной из гостиниц встречаться с заинтересованными людьми, которые высказывали свои просьбы и пожелания. Очень часто эти просьбы сопровождались крупными вознаграждениями для ускорения решения вопросов.
Лоббирование как процесс защиты интересов граждан еще и сегодня мало изучено и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление.
Лоббирование – это механизм воздействия на процесс принятия решений государственными и законодательными органами.
Главная цель лоббирования – добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций в получении государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций. Такая защита отдельных интересов не должна входить в противоречие с законом, общественным правопорядком. Вместе с тем, процесс лоббирования сдерживает односторонне командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.
В настоящее время бизнес влияет на правительственные круги и законодательную власть двумя путями: 1) криминальным (подкуп, взятки), что приводит к негативным последствиям для обеих сторон; 2) легальным, когда лидеры коммерческих структур сами идут в политику, либо эти структуры ищут пути решения своих проблем с соблюдением закона и правовых норм.
Оказание влияния на решение органов исполнительной власти требует усилий по созданию связей с властными структурами в процессе подготовки нормативных документов.
Следующий важный вопрос – участие в формировании органов представительной (законодательной) власти. Это активная работа по выдвижению «своих» кандидатов, а также финансирование избирательных компаний в поддержку тех кандидатов, чьи программы соответствуют интересам фирмы. Это может быть работа с перспективными молодыми специалистами, подготовка которых для выдвижения требует достаточно продолжительного срока.
И, наконец, решение такого важного вопроса, как организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти. Она включает предложение соответствующих кандидатур, обеспечение поддержки средствами массовой информации, организацию их подготовки, комплексные меры по их выдвижению.
Решение данного комплекса проблемных вопросов со всей очевидностью не может ограничиваться отдельными разовыми приемами. Это, прежде всего, систематическая, ежедневная, целенаправленная организационная работа, в которой немалую роль может играть и личное обаяние при неформальных личных контактах. Все это требует продолжительного времени, знания деловой среды, конкретных людей.
В настоящее время в США лоббирование превратилось в большой бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов. Процесс лоббирования осуществляют сами коммерческие корпорации и компании, трудовые союзы и группы граждан, в основном представляющие молодое движение в лоббировании.
Группы граждан, представляющие интересы широкой общественности, добиваются положительных решений в области охраны окружающей среды, по отдельным вопросам ценового контроля, защищают интересы класса потребителей.
Среди основных направлений в работе лоббистов в США на первый план выступают:
поиск достоверной фактической информации. Данная информация сосредоточена в огромном количестве фактов: статистических данных, экспертных оценках и решениях в структурах госаппарата, которые, как правило, предоставляют ее пользователям;
оценка действий представителей государственной власти. Интерпретация потенциальной значимости грядущих законопроектов является одной из ключевых задач лоббирования. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;
оценка состояния и основных результатов коммерческой деятельности компаний и фирм. В результате почти ежедневных контактов с членами Конгресса США лоббисты доводят до их сведения позицию и мнение ведущих коммерческих компаний по отношению к действиям государства;
защита позиций своих клиентов. Лоббисты наряду с представлением информации Конгрессу имеют возможность высказаться и быть выслушанными. Таким образом, мнение многих деловых кругов доходит до конгрессменов и влияет на законотворчество;
поддержка корпоративных продаж. Американское правительство является крупнейшим национальным закупщиком продуктов. Лоббисты действуют в интересах компаний, помогая им осуществлять выгодные продажи. Доброжелательные личные (приватные) отношения некоторых лоббистов с государственными служащими могут использоваться в целях ориентации бизнеса компании, формирования ее имиджа.
Лоббирование может осуществляться несколькими путями: закрыто перед комитетами законодателей или публично на открытом обсуждении.
Профессиональный лоббизм – высокодоходная деятельность в сфере бизнеса, осуществляемая специалистами служб паблик рилейшнз. Только в Вашингтоне действуют свыше 7 тысяч зарегистрированных в Конгрессе США лоббистов и почти 800 юридических, консалтинговых фирм, PR-фирм и компаний, официально зарегистрированных в Министерстве юстиции. Практика лоббирования в высшей степени подтвердила целесообразность законодательной легализации ее участников. Эта легализация исключает в основном всякую таинственность и неожиданные и неприятные сюрпризы. К сожалению, наше, российское лоббирование сопровождается бесконечными сговорами, традиционной «борьбой под ковром», найденными «чемоданами» фактов, коррумпированностью целого ряда власть имущих. Сам факт официального признания лоббирования ставит властные структуры под контроль общества, чем и ограничивает чиновничий произвол.
Так как лоббизм в США легален, подлежит контролю, закон защищает его интересы. Поэтому помимо официально зарегистрированных лоббистских организаций, деятельность любых других структур, лиц, защищающих частные интересы, запрещена. Например, чиновники в соответствии с законодательством могут принимать подарки общей стоимостью, не превышающей 50 долларов, депутаты – соответственно 100 долларов. Нарушение данного закона приводит к лишению свободы сроком до 20 лет.
В настоящее время в Российском парламенте предметом обсуждения стала возможность разработки и действия проекта федерального закона о лоббировании. Российские коммерческие структуры, руководители предприятий и фирм нередко через своих представителей в собственных интересах используют элементы «мягкого» лоббирования, помогая «своему» депутату связать интересы своего электората с законопроектами, проходящими через парламент.
Одним из таких элементов может быть приглашение депутата посетить открытие новой автоматической линии, презентацию достижений коммерческой фирмы. В процессе такого знакомства можно неназойливо и по существу обсудить возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и так далее. Это «мягкое» лоббирование может сослужить и хорошую службу депутату, предоставив возможность получения более объективной информации на местах, профессиональных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.
При любом лоббировании действуют два обязательных условия:
с точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения;
для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.
Работа с местными органами госуправления
и местной общественностью
Проблема федерализма в России, роста полномочий регионов страны за счет федеральных полномочий актуализируют работу специалистов PR на уровне субъектов федерации – республик, округов, краев и на местном уровне.
Работа с местными органами госуправления отличается от работы на уровне федеральных структур. Местные органы управления обычно ближе к организации, чем центральные органы госуправления. При установлении отношений с местными органами следует знать, как разделены полномочия принятия решений между центральными и местными органами госуправления.
Совещания местных органов госуправления обычно менее доступны средствам массовой информации. Если в США и Великобритании материалы работы Конгресса и Парламента, регулярно публикуются, то подобного освещения работы местных органов не ведется (это было бы слишком дорого). Местная печать в регионах нередко более читаема, чем центральная, поэтому полезны контакты с местными должностными лицами. Специалисты PR организации должны использовать такие возможности, как, например, открытие новой фабрики, сдача в эксплуатацию того или иного объекта и так далее.
Следует помнить, что местные госструктуры работают больше, чем их коллеги в столице, непосредственно с людьми и на местах. Они решают практические задачи обеспечения качества работы школ, надежности служб обеспечения правопорядка, транспорта. На местном уровне госструктуры также ведут работу с общественностью – это и выступления в местных средствах массовой информации, форумы и встречи с людьми. В этой деятельности так или иначе может принять участие и бизнес.
«День открытых дверей» также предоставляет возможность для становления хороших отношений с местной общественностью. Важно подготовить условия для посетителей, журналистов, а также проинструктировать персонал для ответов на вопросы. Необходимо учитывать, что сильный позитивный имидж компании позволяет ей привлекать лучшие кадры региона, а слабый имидж оставляет лишь те кадры, от которых отказались другие компании.
На местном уровне в США и Великобритании нередко создаются «группы давления» – для решения проблем экологии, занятости, здравоохранения. Здесь организация может стремиться объединиться для решения социальных проблем с местными профсоюзными организациями, учителями, работниками социального обслуживания. Формирование консенсуса с такими различными группами нередко представляет чистое лоббирование, имеющее термин «у корней травы». Уместными могут быть визиты в университеты, школы. Возможны также экскурсии и открытые встречи с местной общественностью, сопровождающиеся небольшой экспозицией во входном холле. Филантропическая деятельность на местном уровне ведется местным отделением компании, тогда как благотворительность национального и международного уровня управляется из головного офиса компании.
Лоббисты добиваются успеха или же терпят поражение в зависимости от того, насколько они обладают необходимыми для своей работы качествами и навыками. К основным из них относят:
владение общими методами науки и искусства PR;
способность налаживать личные отношения с объектами влияния, подавать убедительную информацию законодательным и государственным чиновникам;
необходимый общий уровень культуры;
наличие соответствующей репутации.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Лоббирование – это усилия, предпринимаемые: а) организациями с целью оказания давления на принятие решений властными структурами в интересах этих организаций; б) властными структурами с целью оказания давления на организацию в интересах властных структур; в) профсоюзами с целью оказания давления на корпорации в интересах рабочих и служащих. 2. Лоббизм в США: а) легален; б) подлежит контролю; в) защищен законом; г) запрещен законом. 3. Лоббизм в России: а) защищен законом; б) легализован; в) официально запрещен; г) не существует. 4. Осуществление интересов организации на всех уровнях госуправления – это задача специалиста: а) по лоббированию; б) по отношениям с государством; в) по PR в области политики. 5. К задачам специалиста по лоббированию относится: а) улучшение коммуникаций с персоналом госструктур и государственными ведомствами; б) мониторинг работы законодателей, затрагивающий деятельность организации; в) установление неформальных отношений с лицами из госструктур, в деятельности которых заинтересована организация; г) обеспечение представления интересов организации на всех уровнях госуправления; д) влияние на законодательство, затрагивающее экономику региона организации и ее операции; е) обеспечение осведомленности и понимания законодателями деятельности и операций представляемой организации. 6. Что из нижеперечисленного можно отнести к «мягкому» лоббированию: а) подарок организации государственному чиновнику, депутату; б) приглашение государственного чиновника, депутата на выставку, презентацию продукции фирмы, предприятия; в) приглашение лица, в котором заинтересована организация, на банкет; г) приглашение государственного чиновника на сдачу в эксплуатацию нового объекта. 7. Какое из нижеперечисленных лобби оказывает, по Вашему мнению, наибольшее влияние на принятие решений в российской Думе: а) оборонное лобби; б) нефтяное лобби; в) аграрное лобби; г) экологическое лобби; д) никакое. 8. «Группы давления» – это: а) группы граждан, пытающиеся оказать давление на принятие тех или иных правительственных решений путем активных действий (демонстрации, забастовки, голодовки, акции гражданского неповиновения); б) группы, создающиеся в США и Великобритании на местах с целью решения проблем экологии, занятости, здравоохранения; в) криминальные группировки, оказывающие давление на коммерческие структуры. 9. Лоббирование «у корней травы»» – это: а) деятельность аграрного лобби в России; б) лоббистская деятельность в интересах фермерских кругов в США; в) деятельность защитников окружающей среды в США и странах Запада. г) лоббирование не в государственных, а в региональных госструктурах. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!