Конфессиональные типы культур
В основе конфессиональных типов культур лежит религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок. Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом.
На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в I веке н.э. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога, но в трех лицах; идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, страшного суда и воскрешения.
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Христианская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра, истины и свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Христианство призвано было утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия, только на этом пути человек мог приблизиться к Богу. В противном случае – зачем ему свобода воли? Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.
В индо-буддийской традиции отсутствует христианская идея однонаправленности мирового процесса, подчеркивающая центральную роль прихода Спасителя. Ее место занимает идея бесконечного круговорота, который не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, Абсолютный мир, неподвижный и вечный. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Здесь нет Бога, которого можно было бы умолять о помиловании, замолить свои грехи покаянием. Здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», некий идеальный порядок, космический принцип, которому подчиняется все в мире. Здесь нет и вечной смерти – здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь «вращений» всех живых существ в кругу перерождений.
Еще один «ключ» к пониманию индо-буддийской традиции – идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта, отношение к земному бытию как к страданию. Цель жизни – достижение нирваны, то есть такого плана бытия, где прекращаются страдания, и происходит «выключение» из цепи перерождений. Нирвана с санскритского переводится как «медленное затухание огня». Приближение к нирване означает приобретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого мира, жизни и смерти. «Мудрец не оплакивает в сердце своем ни тех, кто живет, ни тех, кто умер» – гласит тибетская мудрость.
Индо-буддийское учение о личном спасении – это учение о путях приближения к Высшему Знанию, о путях познания Высшей Истины, о путях духовного просветления. Есть три уровня знания: неведение (авидья – дологическое мышление); понятийное, научное знание (виджняна – логическое знание); всезнание (праджня – надлогическое, космическое знание). Путей приближения к истине может быть много; истина каждым может пониматься по своему, но в любом случае ее познание предполагает «выход» на третий уровень знания: слияние с абсолютом, с «космическим законом», переживание своего единства с миром.
Согласно буддизму, личности как таковой нет, это всего лишь поток дхарм. Индивидуален путь, которым каждый человек идет к своему освобождению, и в этом смысле личность есть в то же время некоторая целостность. В контексте индо-буддийской культуры личность никогда не воспринималась как начинающая с «нуля» свой путь; она есть ежесекундное порождение Космоса, она исходит из бесконечности, изначально неся в себе все ее великие потенции – потенции абсолютного совершенства. То, что изначально присутствует в любой личности, неизмеримо больше того, что эмпирически проявляется в реальной жизни. Поэтому развивать личность для носителя индо-буддийской традиции означает не «записывать» на ней, а, наоборот, стирать «написанное», очищать сознание от «загрязнения».
Космические связи человека, осознанные им, перестают быть его оковами и становятся связующими звеньями, соединяющими его со Вселенной. В результате человек получает возможность воздействовать на жизнь во всех ее проявлениях, а это и есть индо-буддийское понимание свободы.
Основой, главным принципом индо-буддийского сознания принято считать принцип недвойственности мышления, то есть целостный взгляд на мир. Вместо привычного для западного человека разделения «одно и другое», восточная традиция исходит из другого типа связи – «одно во всем и все в одном». На Востоке считают, что осознание этого логического принципа является главным признаком начала «просветления».
Главными духовно-нравственными источниками, на протяжении веков питающими китайскую культуру, являлись учения Конфуция и Лао-цзы, мудрецов, живших в VI веке до н.э.
В китайско-конфуцианской традиции так же, как и в индо-буддийской, отсутствует идея единого Бога, творца мира и человека. Конфуцианское Небо, как и индуистский абсолют – Брахман, суть безличные начала, и с этим неразрывно связан целый комплекс других идей. Нет личного Бога – нет сотворения мира и нет его конца. Мир вечен, он не движется ни к какой цели, ни к какому завершению, он движется по кругу. Нет личного Бога – нет и Божественного Откровения, истина вечно пребывает в мире.
Однако при определенном сходстве религиозно-философских основ индо-буддийской и конфуцианско-дао-систской культур, между ними есть и существенные различия. Как Небо, так и закон кармы регулируют социальную жизнь и поведение людей. Но хорошее будущее рождение – не высшая цель для индуса, равно как и земной мир – не высшая реальность. Высшая реальность – Брахман, и высшая ценность – осознать свое с ним тождество, слиться с ним и навсегда выйти из круга перерождений. С Небом же «слиться» нельзя, можно лишь подчиниться его законам.
Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета – правил ли (ритуал, этикет). Этот ритуализированный этикет становится не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей», и каждый должен исполнять отведенную ему роль: «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».36
Делая ритуализированный этикет своим внутренним содержанием, человек обретает жень – гуманность, человеколюбие. Основой конфуцианского человеколюбия является семейный долг, уважение человека как носителя родовых связей.
Лао-цзы, в отличие от Конфуция, считал, что человек должен следовать не искусственно созданному ритуалу, а естественному, необходимому закону природы – Дао (путь). Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности к единичному, преходящему и обрести подлинную гармонию бытия. Эта гармония уже содержится в дао. Дао – это путь единой жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего того, что его привязывает к конечным формам, и в том числе к собственной индивидуальности.
Основу мусульманской культуры составляет ислам (в буквальном переводе с арабского – предавание себя богу, покорность). Ислам возник в VII веке и был третьей по времени образования мировой религией. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Сходство мусульмане объясняют тем, что Бог един и много раз давал откровение людям через пророков, в том числе и через Иисуса, но прежние истолкования были не совсем верными. Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина. К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда – а также молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.
Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но в отличие от христианства мусульманство высоко ценит и знание. То, что в Коране не славили «нищих духом», дало возможность исламу овладеть духовными богатствами других народов. В отличие от христианства ислам не отрицал значения рациональных отраслей культуры. Именно благодаря этому обстоятельству арабы многое сохранили из культурного наследия античности.
Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера – склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость.
В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бед.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!