IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
Несмотря на то, что Паблик рилейшнз в качестве современной коммуникационной практики пришел в Россию с Запада, новая технология довольно быстро стала осваиваться. В политике и коммерческой сфере PR оценили как очень эффективное средство формирования общественного мнения и достижения желаемого статуса. Первые создаваемые PR- проекты копировали, в основном, западные методики без учета российского менталитета и особенности отечественной деловой сферы. По словам психолога PR И. Цатлис – «адаптация привнесенных приемов Паблик Рилейшнз происходила «без грамотного сочетания универсального и специфически – местного».
Создание эффективных PR текстов, разработка плана PR-кампании требует знания особенности местной аудитории. Реализацию различных, даже самых удачных, идей должна предварять кропотливая работа по изучению культурных, социальных, экономических, политических и других особенностей пространства деятельности. Иначе говоря, необходимо учитывать специфику местного менталитета.
Говоря о менталитете, надо иметь в виду обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи или территории. Россия – уникальная страна с самобытной культурой. По словам известного философа ХХ в. Николая Бердяева: «Душа России не покрывается никакими доктринами».
Говоря о менталитете, необходимо указать на отмечаемую исследователями совокупность ориентаций, характеризующих тип российского менталитета.
1. Отсутствие установки на индивидуализм, на развитие своей личности ради победы в жизненной конкуренции. Представитель России склонен чаще использовать категорию «мы», чем «я». Индивидуалистическая традиция, для которой характерно рассмотрение как главной и первичной ценности индивида, а не общества или какой-либо социальной группы, не свойственна русской философии. Наша страна исторически ориентирована на коллективизм (православную соборность, крестьянскую общину, трудовой коллектив). Коллективизм – традиционная ценность российского народа. Сильные проявления индивидуализма воспринимаются как неправедное существование, потому и нетерпимое.
2. Стремление избегать решений на уровне личного выбора. Для российского человека характерна ориентация на определенного лидера. В этом проявляется не только желание устраниться от необходимости самостоятельно принимать решения, но также привлекательная возможность переложить на лидера ответственность за все происходящее. Современная действительность создала все необходимые предпосылки для автономности граждан, предоставив, таким образом, возможность опираться на свои силы, надеяться на себя. Но все же произошедшие в обществе перемены в большинстве своем так и не затронули давно устоявшиеся привычки избегать в данном случае такой обременительной свободы выбора. Многим русским, в значительной степени, по-прежнему свойствен патернализм, который трактуется как ожидание отеческой заботы со стороны государства, выполнения им своих «родительских» функций.
3. Сильная зависимость от воспринимаемой информации. Русский ум не особенно привязан к фактам, он больше любит слова на веру и ими оперирует. Этим объясняется склонность верить щедрым обещаниям, предложениям. Здесь уместно сказать о популярности и востребованности различных мифов, которые, как и в античности, способны вносить гармонию в жизнь социума. Могущество мифов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто понятия, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают огромное влияние на толпу (многочисленные избирательные кампании, настойчиво предлагающие практически одни и те же лозунги, содержащие слова «равенство», «свобода», «независимость», «благосостояние»).
4. Склонность к «экстремальному» поведению. «Экстремальность» национального характера некоторые социологи склонны объяснять природными контрастами – холодной длительной зимой и жарким коротким летом. Но вряд ли это серьезно. Причины, скорее, следует искать в отечественной истории с постоянными вторжениями завоевателей, набегами кочевников и необходимостью их отражения. В больших массах людей необходимо было вызвать крайние чувства, сагитировать на крайние меры. Возможно, поэтому русский народ традиционно не склонен к полутонам и чаще выбирает между «черным» или «белым», «хорошим» или «плохим».
5. Готовность совмещать в своем восприятии противоположное. Н. Бердяев объяснял сочетание противоположных черт в русском национальном характере «мучительной историей» страны. Мысль о переплетении противоположных свойств развернута в работах другого философа Б. Вышеславцева. На примере материалов русского народного творчества ему удалось, в частности, выявить противоречивое сочетание таких черт, как честь, любовь к родине, свобода – в одном случае, и «разлагающие темные силы меркантильного духа, бесчестной корысти и злобы» – в другом.
Таким образом, сравнивая отечественные и западные ориентации, можно выделить ряд различий, которые следует учитывать в деловом мире.
Западные ориентации |
| Российские ориентации |
1. Главенство интересов личности, ее прав и свобод над интересами любых общностей. |
| 1. Подчиненное положение личности, где весьма важное значение имеют обязанности человека. |
2. Постоянное развитие потребностей и их удовлетворение в свободной конкуренции умений, способностей и талантов. |
| 2. Культивирование «нестяжательности», осуждения у человека необоснованных притязаний. Недопущение (или лишь в локальных сферах) конкуренции. |
3. Самостоятельность личности в принятии решений. Делегирование государству общих функций и контроль общества за их выполнением. |
| 3.Личность в принятии решений учитывает интересы общества, неразвитость ответственного государственного аппарата. |
4. Верховенство закона и формальное равенство всех членов общества перед ним. |
| 4. Защита законом интересов олигархической «элиты» и бюрократии. |
5. Рациональное устройство социальной системы, легализация принципов личного интереса. |
| 5. На устройство социальной системы значительное влияние оказывают нравственные принципы, соотнесенные с интересами социума. |
Ломка сознания «россиянина» с традиционной на западную модернистскую культуру началась в конце восьмидесятых годов ХХ в. на закате горбачевской «перестройки», когда сознание советского человека противоестественно ускоренно трансформировалось в соответствии с либеральной моделью ценностей.
Однако трансформация базовых для менталитета ценностей – процесс не только длительный, но и чрезвычайно болезненный, что психологически обусловлено сложностями адаптации к изменяющемуся окружающему миру, к новой социальной среде и первоначальной «дикостью» новых социально-экономических отношений.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!