Основные понятия
Агрессивность – поведение и действия, направленные на нанесение физического или морального ущерба, вреда.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей.
Анимизм – верование в духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы окружающего мира. Для древнего человека вся природа одушевлена, мертвой природы не существовало.
Архетип – первоначальный образ. Это архаичные представления – символы о человеке и его неразрывной связи с миром, ценностно-нормативные ориентации, «проросшие» через многовековые пласты истории и сохранившие свое значение в современной культуре. По К.-Г. Юнгу, это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного» – самого глубокого уровня личности, содержащего образы, в которых зафиксировался древнейший жизненный опыт человечества.
Библия – собрание книг, создававшихся в разное время (VIII в. до н.э. – II в. н.э.), канонизированных иудаизмом и христианством как Священное Писание. Библия состоит из Ветхого Завета, признаваемого и иудеями, и христианами, и Нового Завета, признаваемого лишь христианами.
Боговоплощение – один из главных догматов христианства, согласно которому Бог-Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается»), чтобы искупить первородный грех и восстановить богоподобие человека.
Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI в. до н.э. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама. В основе буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет Бога как творца и высшего существа.
Вера – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
Герменевтика – искусство истолкования текстов древних культур, реконструкция мира прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.
Гуманизм – признание ценности человека как личности.
Декадентство – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроением безнадежности, неприятием жизни, тенденциями индивидуализма.
Диффузионизм – методология исследования культуры, акцентирующая роль пространственно-временных перемещений культурных элементов и их комплексов в существовании и развитии культур.
Дхарма – одно из понятий буддистской мифологии, имеющие несколько значений: 1) первичные элементы бытия и психофизические элементы жизни человека; они вечны, исчезают и появляются, что является источником страдания; 2) закон, моральный порядок, совокупность добродетелей; 3) само учение Будды о мире и путях достижения нирваны.
Евразийство – историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, возникшее в начале 20-х гг. XX в. в кругах русской эмиграции. Главные идеологии евразийства – Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.А. Алексеев – полемизировали с западниками и славянофилами по вопросам о характере и путях развития России. В отличие от славянофилов, настаивали на синтетическом характере русского этноса, влиянии на русскую историю и русское самосознание восточных элементов, в частности, тюркско-татарского и поэтому возлагали большие надежды на укрепление союза с азиатскими государствами.
Европоцентризм – концепция, согласно которой развитие подлинных культурных ценностей происходит в Европе и поэтому европейский тип культуры является высшим, образцовым.
Запад–Восток – условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры – по региональному признаку.
Западники – направление русской общественной мысли середины XIX века. Оно отстаивало идею развития России по западноевропейскому пути, выступало с критикой теории официальной народности, крепостничества и самодержавия. Представители: А.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Е.Н. Чичерин.
Знак – материальный предмет, представляющий собой другой предмет (явление, событие), свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Игра – форма свободного самовыражения человека в виде состязания или представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний; является источником культуры (Й. Хейзинга); применяется для решения практических задач (например, деловая игра).
Идеал – высшее совершенство, высшая цель стремлений, деятельности.
Индуизм – одна из наиболее распространенных религий. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ, их постоянном возвращении к земной жизни (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма), определяемое концепцией о непроявленной реальности всего существа – Великом Абсолюте (Брахман). Все боги являются Его воплощениями. В индуизме почитаются главные боги – Вишну и Шива – или их проявления.
Инкультурация – процесс освоения человеком ценностей, обычаев, традиций и норм поведения, обеспечивающих «вхождение» в культуру.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!