logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

VI. Ораторская речь

И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Жанровая дифференциация публичных выступлений

и отбор языковых средств

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно; они различаются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи – общению, сообщению и воздействию. В современной практике публичного общения выделяются следующие его роды: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и духовное (церковно-богословское).

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономи-ческие, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские и парламентские речи.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Этот род красноречия близок к научному стилю, но в то же время часто в нем используются выразительные и изобразительные средства, реализуются различного рода оценки, в том числе и эмоциональные.

Судебное красноречие это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную речь, и адвокатскую, или защитительную речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейные речи, носящие торжественный характер, приветственные речи, застольные речи, надгробные речи.

Духовное красноречиедревний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяются два подвида духовного красноречия: дидактическое (учительное), которое преследовало цели морального наставления и воспитания (проповедь), и панегирическое, или торжественное, которое посвящалось знаменательным церковным датам или государственным событиям.

По мнению известного исследователя русского языка В.В. Виноградова, «ораторская речь – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительного, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь – это особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского действа». Ораторская речь – это подготовленная речь, своего рода небольшое литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики, художественную и эстетическую направленность. Это относится, прежде всего, к ораторской речи, обращенной к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанной на нее, такой, как публичная лекция, религиозная проповедь, политическая и судебная речи.

Таким образом, под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторская речь, являясь по форме выражения устной, во многом сближается с письменной речью, так как произносится не спонтанно, а планомерно, подготавливается по письменным источникам и, следовательно, находится под определенным влиянием различных функциональных стилей. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь, а точнее, литературно-разговорный подстиль. Такие выступления являются полностью или частично подготовленной импровизацией.

Степень книжности или разговорности зависит от индивидуальных навыков оратора. Известно, что сухая книжная речь обладает незначительной силой воздействия. Именно включение элементов разговорного стиля делает речь доходчивой, оказывает положительное влияние на слушателей.

Установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения, при восприятии того же сообщения, построенного по законам устной речи, воспроизводится уже 90% содержания. В ораторской речи происходит своеобразное смешение книжных стилей и разговорного стиля, и в этом она сближается с письменной публицистикой, которая также строится на полистилизме, то есть на использовании элементов книжных стилей в сочетании с экспрессивными единицами разговорного стиля, приемами красноречия.

В основе ораторской речи могут лежать различные типы построения: описание (статическое и динамическое), повествование, рассуждение в его разновидностях – доказательство, объяснение. Отмечают и смешанные типы ораторской речи, совмещающие повествование и рассуждение, описание и объяснение.

Ораторская речь по своей природе полемична, поскольку она отражает противоречия и коллизии современной жизни. В ней прослеживаются сложная и планомерная организация противонаправленного смысла, черты экспрессии, аргументативной структуры. Оратор всегда строит свою речь как целостный противопоставленный смысловой план, организуя движение речи как сложную развернутую мысль, отталкиваясь от противоположного смысла. Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется всегда, поскольку говорящему всегда приходится убеждать аудиторию, в числе которой, возможно, находятся его оппоненты. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением взглядов оппонентов. Этот вид полемичности представлен в судебном и социально-политическом красноречии.

Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и так далее, а также основанную на этих фактах строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимое в процессе убеждения. Ораторы пользуются всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оценочных суждений, сравнения. Убедительность полемического выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования в качестве доказательств фактов и положений, не требующих обоснования.