logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Уровни культуры

По степени специализации выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную. Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, обычаями, нормами, навыками, который необходим человеку в повседневной жизни. Процесс такого овладения называется общей социализацией и инкультурацией. Обыденная культура – это культура, не получившая институционального закрепления. Человек её осваивает с первых лет жизни в семье, в общении с близкими, друзьями. Он овладевает теми знаниями, навыками, стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре.

Для овладения навыками специализированной культуры одного общения с близкими недостаточно, необходима профессиональная подготовка. Составные части специализированной культуры – наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры – обыденный язык, у специализированной – профессиональные языки. Обыденная культура – сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым. Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов.

Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредотачивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь различных видов профессиональной деятельности и представлена хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-тех-нической, художественной культурами. Каждому из этих видов культуры на кумулятивном уровне соответствует культура на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование; политической – нравы и обычаи; правовой – мораль; философии – обыденное мировоззрение. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. Обмен ведется через каналы связи, осуществляющие трансляцию: сферу образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются последующим поколениям; средства массовой коммуникации, где осуществляется взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры).

На специализированном уровне формируется элитарная (высокая) культура. Создается высокая культура привилегированной частью общества – элитой. Привилегированность этой части общества в том, что она наиболее способна к духовной творческой деятельности, и, как правило, имеет профессиональную подготовку. Высокая культура трудна для понимания неподготовленным человеком. Она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Элитарная культура художественными средствами стремится ответить на важнейшие вопросы бытия, на злободневные проблемы общества. Она характеризуется глубиной затрагиваемых социальных проблем, большой общественной значимостью, высоким профессионализмом и мастерством, оригинальностью.

Массовая культура возникла в ХХ веке. Её характеризуют четыре основных признака: индустриально-коммерчес-кий тип производства культурных благ, их распространение средствами массовой коммуникации, ориентация на зрелища и развлечения и массовое потребление. Истоки этой культуры связаны с коммерциализацией всех общественных отношений, вовлечением сферы культуры в товарно-денежные отношения, индустриально-поточным производством культурных благ, формированием среднего класса, развитием средств массовой информации. Рынок развивается на основе закона «спроса и предложения» – это предопределило переориентацию культуротворческой деятельности на удовлетворение запросов и потребностей обывателя, среднего человека, человека массы.

Любую социальную группу и народ в целом можно подразделить на элиту и массу. Основная масса населения живет в соответствии с обыденными представлениями, житейским мировоззрением, утвердившимися стереотипами, повинуясь своим чувствам, желаниям. Человек массы современного индустриального общества ориентируется на земную жизнь, материальное благополучие, зрелища и развлечения. Масса есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности, она пассивна, некритична. Стремление жить, как все, ведет к тому, что человек теряет свою индивидуальность. Возникает парадоксальная ситуация: массовая культура ориентируется на среднего человека, на его потребности, интересы, но вместе с тем она порождает культурную среду, которая формирует самого человека массы, его потребности, интересы, вкусы. Произошедшие изменения в механизмах тиражирования и распространения культурных благ, возникновение электронной техники, Интернета привели к тому, что люди практически на всей планете получают одну и ту же информацию, приобщаются к одним и тем же ценностям. Через моду и рекламу людям навязываются одинаковые потребности, стиль жизни, формы проведения досуга, неизменно проводится идея «красивой жизни», которая связана с потребительством, накоплением материальных благ, получением удовольствий.

Массовая культура мифологизирует сознание человека, Происходит отказ от рационального начала в сознании. Одной из целей массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у людей. Формируется человек, легко поддающийся манипулированию, происходит эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы психики человека. Авторы, стремясь привлечь внимание публики, заработать деньги, стать популярными, готовы создавать произведения любой направленности. Культ силы, власти, насилия, секса – это идолы и ценности массовой культуры. Все, что способно ошеломить человека, удержать его внимание, разбудить низменные чувства, пускается в ход этими авторами.

Оценка массовой культуры противоречива. Одни считают, что массовая культура разлагающе действует на общество, на подрастающее поколение, несет угрозу усреднения людей, формирует человека с примитивными вкусами и духовными запросами, не способствует приобщению к высшим ценностям мировой культуры. Её цель – стимулировать потребительское отношение к жизни, увести в мир иллюзий, вызвать остроту и новизну переживаний. Она превращает людей в пассивных и любопытных наблюдателей, которые легко поддаются манипулированию. Массовая культура – это вид наркотика в сфере духа и имеет такие же разрушительные последствия для человека и общества.

Другие не столь категоричны и считают, что массовая культура – закономерное явление общественной жизни, что она в условиях стремительно развивающегося мира, в котором на человека обрушивается масса проблем, выполняет психотерапевтическую функцию: снимает стрессы, восстанавливает душевное равновесие, дает возможность человеку отдохнуть, расслабиться, уйти хоть на время от повседневности в мир грез и другие виртуальные реальности. К тому же массовая культура существует наряду с другими видами культур и никто не запрещает человеку приобщаться к другим ценностям.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Раскройте сущность ценностного отношения человека к миру.

  2. Как взаимосвязаны цели человека, его идеалы и ценности?

  3. Дайте характеристику общественным функциям культуры.

  4. По каким основаниям можно классифицировать ценности?

  5. Чем нормы отличаются от ценностей?

  6. Каково значение нормативной системы культуры в жизни отдельного человека и общества в целом?

  7. Раскройте роль ценностей и норм в формировании личности.

  8. Дайте характеристику обыденного уровня культуры.

  9. Что такое элитарная культура? Тождественна ли она по своей сущности профессиональной культуре?

  10. Какими признаками характеризуется массовая культура?

  11. В чем причины возникновения массовой культуры?

  12. Какие точки зрения существуют в оценке феномена массовой культуры? Какова Ваша позиция по этому вопросу?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Ценности – это:

а) окружающие человека предметы и явления;

б) образы предметов в сознании человека;

в) характеристика субъектно-объ-ектных отношений;

г) нужда человека в чем-либо.

2. Массовую культуру характеризуют следующие признаки:

а) индустриально-коммерческий тип производства культурных благ;

б) высокое мастерство и профессионализм;

в) глубина затрагиваемых социальных проблем;

г) ориентация на отдых и развлечение.

3. Что из нижеперечисленного можно отнести к нормам:

а) требования поступать определенным образом;

б) образцы поведения;

в) запреты;

г) привычки;

д) идеалы;

е) законы.

4. Специализированная культура подразделяется на уровни:

а) обыденный;

б) кумулятивный;

в) трансляционный;

г) профессиональный.

5. Семантическая функция характеризует культуру как систему:

а) знаково-символическую;

б) нормативную;

в) институциональную;

г) смыслообразующую.

6. Субъектно-объектная реальность – это:

а) мир природы;

б) сознание человека;

в) мир ценностей;

г) нормативная система общества.

7. Функцию высшего критерия для ориентации человека в мире выполняют:

а) идеалы;

б) нормы;

в) знания;

г) цели.

8. Поддержание культурой порядка в обществе есть проявление функции:

а) семантической;

б) нормативной;

в) коммуникативной;

г) семиотической.

9. Строгая регламентация средств и способов деятельности человека осуществляется:

а) целями;

б) нормами;

в) идеалами;

г) интересами.