logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России

При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культур соседних стран и народов. Существует точка зрения, согласно которой первенствующая роль в формировании и развитии русской культуры отводится иноземным влияниям и вся она предстает как результат этих влияний и заимствований – то византийского, то южнославянского, то западноевропейского. Тезис «о несамостоятельности» древнерусской культуры был убедительно опровергнут Д.С. Лихачевым, который отмечал, что с какой-то точки зрения каждая культура несамостоятельна. Ибо настоящие ее ценности развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей… Русской культуре очень повезло. Она росла на широкой равнине, соединенной с Востоком и Западом, Севером и Югом. Ее корни не только в собственной почве, но и в Византии, а через нее – в Античности, в славянском юго-востоке Европы, в Скандинавии, в многонациональном составе самой Древней Руси. Одно только перечисление народов, входящих в соприкосновение с нами, говорит о мощи и самостоятельности русской культуры, умевшей заимствовать многое у них и остаться самой собой. Даже продолжавшееся более двух веков монгольское иго на Руси не смогло изменить характера и направленности русской культуры. Непосредственное воздействие завоевателей (монголо-татар) на культуру Руси было невелико и сказалось лишь в сфере языка, вобравшего в себя некоторое количество тюркских слов, да в отдельных деталях быта. Однако нашествие послужило суровым историческим уроком, показавшим народу опасность внутренних раздоров и необходимость единой, сильной государственной власти, а успешное завершение борьбы с восточным соседом дало ему ощущение собственной силы и национальную гордость.

Внешние влияния служили для России как бы своеобразным катализатором, причем носителем иностранных заимствований первоначально всегда выступал центр. Народная периферия долгое время оставалась почвой, относительно пассивно воспринимавшей нововведения. Заимствованные культурные достижения подвергались на русской почве глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной русской культуры. Так было и с религией. Православие, придя на Русь из Византии, утверждается здесь не в ортодоксально-догматическом виде, а вобрав в себя многие языческие представления и культы восточных славян.

Россия – уникальное сообщество народов, самодостаточное по своей сути. Она демонстрирует миру образцы человеколюбия, социальной справедливости, высочайшей духовности, культурного сотрудничества самых разных народов (Россия заключает в себе три культурных мира – христианский, буддийский, мусульманский). Недаром такие выдающиеся культурологи, как Тойнби, Шпенглер, Сорокин, Бердяев видели в российском культурном опыте залог грядущего освобождения человечества от обезличивания и стереотипизации.

Для современной России по-прежнему актуальным является вопрос: каким путем идти? Среди культурологов нет противников модернизации, но лишь немногие поддерживают модель вестернизационного развития России. Гораздо больше авторов занимают позиции, близкие к высказыванию академика Н. Моисеева: «Исправлять то, что плохо, но не разрушать то, что хорошо». Применительно к российскому обществу это предполагает учет таких культурных особенностей, как наличие разных типов социальности, отношение народов России к традициям и новациям, к региональным и централистским тенденциям, к общероссийским и специфическим этническим интересам.

Анализируя аргументы в пользу того или иного пути развития России, культурологи подчеркивают, что для русского менталитета утилитарные интересы и даже материальные выгоды никогда не стояли на первом месте в выборе жизненного пути. Пренебрежение к опасности, аскетический образ жизни, взаимопомощь, коллективизм, самоотверженность – вот те лучшие стороны русского народа, которые проявлялись в нем на протяжении веков и закреплялись в его социальной памяти.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что выражает смысловая культурологическая конструкция Запад-Восток?

  2. Каковы специфические черты и фундаментальные ценности западной культуры?

  3. В чем, на Ваш взгляд, состоит неправомерность европоцентризма?

  4. В чем заключаются ограниченности европейской культурной традиции?

  5. Какие ценности являются осново-полагающими для восточного типа культурного процесса?

  6. Как менялись взгляды на проблему взаимодействия культур Запада и Востока? Почему в наше время диалог Запада и Востока особенно актуален?

  7. Каковы особенности культурно-исторического развития России?

  8. Каково культурно-историческое и цивилизационное значение принятия православия на Руси?

  9. Как определяли место России в мировом культурном процессе известные философы, историки, культурологи?

  10. Какие духовные основы русской культуры выделяют евразийцы?

  11. Какую роль в развитии русской культуры играли влияния соседних культур?

  12. Каковы особенности современных социокультурных процессов в нашей стране?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какие особенности мировоззрения (сознания) характерны в большей мере для европейского типа культуры:

а) традиционализм;

б) антропоцентризм;

в) коллективизм;

г) рациональность.

2. Назовите признаки и ценности восточного типа культуры, отличные от западной:

а) рационализм;

б) социоцентричный тип сознания;

в) индивидуализм;

г) этатизм;

д) главенствующая роль религии.

3. Кто из авторов одним из первых обосновал вывод о кризисе западноевропейской культурной традиции:

а) Бердяев Н.А.;

б) Шпенглер О.;

в) Печчеи А.;

г) Тойнби А.Дж.

4. Европоцентризм – это:

а) признание центрального положения Европы в Восточном полушарии;

б) направление общественной мысли, отстаивающее идею развития России по западноевропейскому пути;

в) концепция, согласно которой развитие подлинных культурных ценностей происходит в Европе и поэтому европейский тип культуры является высшим;

г) течение, признающее протестантизм религией, сформировавшей ведущие черты западной цивилизации.

5. Кто из ученых, определяя своеобразие культурно-исторического развития России, назвал ее «русским Востоко-Западом»:

а) Ключевский В.О.;

б) Трубецкой Н.С.;

в) Бердяев Н.А.;

г) Шпенглер О.;

д) Тойнби А.

6. Представители какого течения русской общественной мысли XIX века отстаивали самобытный путь развития России и русской культуры:

а) западники;

б) евразийцы;

в) славянофилы;

г) почвенники.

7. Какие установки и ценности в большей мере характерны для русской культуры:

а) индивидуализм;

б) утилитаризм, расчет;

в) коллективизм;

г) изоляционизм;

д) бескорыстие, непрактичность;

е) открытость.