logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Человеческая телесность и культура

Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную сферу. Телесные характеристики – это не только достояние антропологических исследований и обмеров (форма тела, рост, физические признаки). Конечно, по этим признакам мы можем различить расовые и этнические детерминанты индивидуальности. Однако, во многом человеческое тело и всю телесную культуру, то есть поведение и отношения, связанные с соматическими (телесными) характеристиками человека, формируют социокультурные факторы. «Культурное тело» как бы надстраивается над телом антропологическим и социальным, корректируя механизмы жизнеобеспечения. Образ «телесного Я» соотносится с культурными ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке, социальной и культурной уместности или оригинальности.

Однако, представления о нормативной или идеальной телесности поразительно отличаются друг от друга в разных культурах. Даже при поверхностном знакомстве с историей культуры можно увидеть полную жизни и энергии телесность античных персонажей. В Древней Греции именно человеческое тело было носителем идеальной красоты, физической мощи и ловкости, хотя всякая внешняя угроза могла деформировать это тело. Но этот канон был заменен, и центральным символом европейской культуры стало распятое тело страдающего Бога. В эпоху Возрождения вновь тиражируются идеальные тела богов, богинь, героев, воплощающих различные телесные достоинства. И опять Реформация резко разделила высокоценное духовное бытие и греховное телесное начало в человеке, подлежащее критике, презрению или сожалению. Человек был разделен на бестелесную духовность, увязанную с вечным спасением души, и бездуховную телесность, отличающую человека своей бренностью. В эпоху европейского абсолютизма красивым считался человек, предназначенный к безделью, хотя и занятый галантными играми.

В буржуазную эпоху утверждается тенденция сочетания физических достоинств, ума и душевной красоты. Вновь в искусстве выше всего ценят мужчину и женщину в полном расцвете сил. Реабилитация человеческого тела в европейской культуре XX века породила разнообразные направления и школы культивирования соматического начала в человеке. Наиболее распространенной формой стал спорт, поглощающий внимание, время и средства огромного числа людей. Однако, надо учитывать, что отличительной характеристикой всех видов спорта является деление на непосредственных участников и зрителей – болельщиков. И если первые действительно включены в практику телесной культуры, то вторые приобщаются к ней только опосредованно и далеко не всегда в собственно спортивных целях.

В современном мире возобладала единая мировая спортивная культура, основанная на международном соперничестве, олимпийских и других состязаний, в которых участвуют спортсмены самых разных стран. Тем не менее за рамками этого единства сохраняется традиционное культивирование некоторых национальных спортивных школ (восточные единоборства, джигитовка у народов кочевых культур).

Понятие «телесность» естественно соотносится с темой эроса и секса. В различных культурах между этими сферами проводится та или иная дистанция. На сексуальные отношения во многом влияют социальные факторы, важнейшие из них – постоянно существовавшее разделение труда между полами в семейных обязанностях, профессиональной деятельности. Различия в характере социализации, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, и культурная дистанция между полами – характерный признак всех культур. Почти во всех культурах доиндустриального периода и вплоть до зрелого индустриального общества женщине отводилось подчиненное положение, ограниченное как в правовом отношении, так и культурными нормами и ценностями. Механизм поддержания таких отношений включал в себя многообразный комплекс воздействий – воспитание, моральные нормы и правовые принципы. Но, конечно, важным фактором была эстетизация соответствующих признаков поведения, душевных качеств, которые соотносились с идеалом или образцом мужчины или женщины. Положение меняется в XX веке с развитием массовой культуры и ослаблением всех социальных перегородок.

Любовь как один из наиболее сильных факторов в человеческих отношениях была постоянным предметом регуляции через систему моральных норм, права и религии. Упорядочить любовь, ввести ее в социальные рамки, не допустить, чтобы аффективная сторона любви нарушала принципы нормативности, – такова была важная задача всякой социокультурной системы. Но вместе с тем всякое общество не только допускало, но и культивировало в определенных сферах и формах любовные отношения, придавая им соответствующую аксиологическую форму. Идеальная платоническая любовь к Мадонне или к Прекрасной даме, не только лишенная телесности, но и не ожидающая ответа; романтическая любовь в необычных условиях и к необычному объекту; галантные похождения аристократических бездельников; гаремные распорядки азиатских властителей; любовные похождения авантюристов, сентиментальная мещанская любовь; любовное крушение в реалистически изображаемой жизни – все эти варианты доставляли бесконечные сюжеты для художественной литературы и находили себе место в жизни, придавая ей огромное разнообразие.

Сегодня многое меняется в самой культуре, в нашем отношении к вопросам пола. Секс как культурное явление требует бесстрастного рассмотрения. Если одни исследователи трактуют культивирование секса и эротизацию современной жизни как зло, как свидетельство заката культуры Запада, то другие, напротив, видят в этих процессах символы новой нравственности, свободной от табу, от заторможенности.

Нельзя забывать, что пол и тело человека наряду с нравственностью, семьей, личностью являются универсалиями, определившими развитие человеческого духа и культуры. Как универсалии они не могут быть существенно трансформированы или, тем более элиминированы. Сегодня, однако, наблюдается опасная тенденция экспериментирования с этими универсалиями (генная инженерия, клонирование, эксперименты в области пола и секса, эксперименты с психикой). Разрушение универсалий может привести (как один из возможных сценариев), например, к появлению людей-монстров или даже гибели нашей духовности и цивилизации. Вероятно, сегодня необходимы не призывы к свободе в области пола и сексуальных потребностей, а серьезная политика в сфере сексуальной, а точнее, любовной культуры. Именно культуры! И в России есть своя серьезная традиция. Достаточно вспомнить нашу литературу и поэзию (от Пушкина до Пастернака), работы наших философов и начала XX века, и современных, глубоко и всесторонне обсуждавших тему любви. Требование дня – серьезное отношение к культуре любви с учетом наших прекрасных традиций и вместе с тем – новых реалий.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Раскройте сущность понятия социализации.

  2. Каковы средства и механизм социализации?

  3. Каково значение статусной символики в процессе социализации?

  4. Назовите знаковые носители социального статуса.

  5. Чем различается статусная символика традиционного и либерально-демократического общества?

  6. Раскройте содержание понятия инкультурации.

  7. Какова взаимосвязь процессов социализации и инкультурации? В чем их единство и различие?

  8. Как осуществляется адаптация человека к инокультурной социальной среде?

  9. Каковы предпосылки формирования личностного начала в индивиде?

  10. Охарактеризуйте идеалы личности в разных культурных традициях.

  11. Чем различаются понятия «тело» и «телесность»?

  12. Какова ценность телесности в разных типах культур?

  13. Каково отношение к телу и полу как культурным универсалиям в современной западноевропейской культуре?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какое из приведенных ниже определений наиболее полно раскрывает содержание инкультурации:

а) приобщение человека к традициям, ценностям и нормам поведения в своей и иной культуре;

б) процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде;

в) целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему;

г) процесс усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

2. Процесс подготовки человека к жизни в обществе на основе освоения обязательного культурного минимума называется:

а) образованием;

б) воспитанием;

в) социализацией;

г) инкультурацией.

3. Процесс адаптации человека к жизни в чужой стране осуществляется через:

а) социализацию;

б) инкультурацию;

в) социализацию и инкультурацию.

4. Как правило, социализация и инкультурация в инокультурной социальной среде характеризуются тем, что:

а) процесс социализации осуществляется быстрее, чем инкультурация;

б) процесс инкультурации более быстрый, чем социализация;

в) социализация и инкультурация протекают независимо друг от друга и могут идти в противоположных направлениях;

г) социализация и инкультурация осуществляются параллельно друг другу, в одном направлении.

5. К какому типу культуры относится понимание личности как автономного субъекта деятельности:

а) древнегреческой;

б) классической индийской;

в) русской национальной;

г) новоевропейской.

6. В каком типе культуры понятие «телесная красота» предполагало идеальную красоту:

а) в современной западноевропейской;

б) в древнегреческой;

в) в культуре эпохи Возрождения;

г) в культуре эпохи европейского абсолютизма.