logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Научное знание и его отношение к морали и религии

Наука вступает в довольно противоречивое и сложное взаимодействие с такими элементами культуры, как мораль и религия.

Современный ученый стоит перед необходимостью строгой критической оценки направленности и последствий научных исследований, причем не только для человека, но и для окружающей среды, для системы «общество–природа». Задача состоит в том, чтобы действительно поставить науку на службу человека, направить ее на решение острых социальных и глобальных проблем.

Не менее сложные взаимоотношения существуют в современной культуре между наукой и религией.

Наука и религия – это два основных типа мировоззрения и два фундаментальных пласта культуры. Исторически отношения между этими элементами культуры складывались довольно противоречиво. В прошлом, особенно в Средние века, преобладало религиозное мировоззрение. Начиная с периода Возрождения, Нового Времени и до настоящего момента постепенно складывалось доминирующее влияние науки.

В чем сходство и различие между данными двумя типами мировоззрения? Сходных черт можно выявить довольно много.

Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом.

Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности. Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума.

В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок. Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия.

И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций. Наука опирается на разум в познании мира. Религия, также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний.

Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений.

И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития.

Не менее значительны и различия между наукой и религией.

Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, то есть сверхъестественное знание, данное человеку свыше.

Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания – представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого познания.

Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования.

Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога.

В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о должном, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе.

Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном.

Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки.

Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально-рационального и интуитивно-этического способов познания и освоении мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания.

В современных условиях отчетливо проявляются и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе и человека, особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.

Все чаще сами деятели науки подчеркивают необходимость этического регулирования науки, необходимость осознания учеными проблемы своего нравственного выбора, социальной ответственности науки. В основе этического регулирования науки должно быть единство гуманистических идеалов и целей научных исследований, гармоничное сочетание нравственных ценностей человечества и социальной направленности развития науки.

Формируется новый взгляд на свободу научного поиска. Если в течение многих веков идея неограниченной свободы творческих исследований играла относительно позитивную роль в научном и социальном прогрессе, то в современных условиях эту идею уже нельзя принимать столь безоговорочно. Многие ученые, политические и общественные деятели, учитывая неограниченность развития таких направлений познания, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина и других, призвали остановить ряд исследований, несущих потенциальную опасность для будущего цивилизации. Все больше государств на официальном уровне ставят под запрет проведение тех или иных научных разработок и экспериментов (например, запрет на эксперименты по клонированию человека).