logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Эволюционизм, диффузионизм и функционализм

С середины XIX века идея эволюции как плавного накопления изменений, ведущих к усложнению организации, утверждается в биологии, этнографии, антропологии и истории культуры. Позднее эта идея становится руководящей в исследовании всех социальных и природных систем. Эволюционизм явился первым теоретическим направлением, исследовавшим жизнь народов в неевропейских культурах. Представителями эволюционистского подхода в культурологии являются: А. Бастиан (1826–1905), Т. Вайтц (1821–1864) в Германии; Л.Г. Морган (1818–1881) в США; Э. Тайлор (1832–1917), Дж. Фрезер (1854–1941) в Англии; Ш. Летурно (1831–1902) во Франции. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский (1851–1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) и другие.

Содержание эволюционизма раскрывается в следующих положениях:

Тщательный анализ эволюционизма и других культурологических концепций дается в книге А.А. Белика и Ю.М. Резника «Социокультурная антропология» (1998).

Основатель эволюционизма в американской культурной антропологии – Л.Г. Морган, исследовавший историю первобытного общества. Он разработал периодизацию общественного развития в зависимости от типов родства и представленных в жизни народов элементов материальной культуры (число изобретений и открытий). На этом основании Морган выделил три стадии в истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.

Классиком эволюционизма также является Э. Тайлор. Основные идеи наиболее полно изложены им в работе «Первобытная культура» (1871). Главное внимание автор уделяет исследованию духовной культуры, особенно религии, магии и обрядов, связанных с ними. Тайлор является автором анимистической теории религии. Основу религиозных верований и обрядов составляет «вера в духовные существа» – анимизм. Причину появления анимизма он видел в необходимости древних людей ответить на вопросы о том, чем различаются живые и мертвые тела, чем являются образы сновидений и разных видений. Ответом на эти вопросы, по мнению автора, явилось представление об индивидуальной душе.

Теория анимизма вызвала в свое время бурную дискуссию. Часть исследователей древних культур обратила внимание на очень древний пласт верований и обычаев, не выводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Эти взгляды были названы преанимизмом. Термин ввел английский ученый Р. Маррет в статье «Преанимистические религии» (1899). По его мнению, более важными являются религиозные действия, а не мифы и верования. «Дикарская религия не столько выдумывается, сколько выплясывается», – писал он. Существенную роль играет, с точки зрения автора, объективация эмоциональных состояний. Сначала возникает представление о безликой мистической силе, оживляющей всю природу («аниматизм», по Маррету), а потом оно персонифицируется и возникают анимистические образы и образы личных духов.

Последователем и учеником Тайлора является шотландский исследователь Дж. Фрезер (1854–1941). Он – автор оригинальных работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов разных народов. Наиболее известны из них «Золотая ветвь» (1890) и «Фольклор в Ветхом Завете» (1918). Фрезер создал учение о трех эволюционных стадиях в умственном развитии человечества:

  1. магия, когда человек верил в свои способности и свою колдовскую силу приманивать зверя, вызывать дождь, наносить вред врагу на расстоянии и так далее;

  2. религия, когда человек по неизвестным причинам разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности богам и духам, начал обращаться к ним с просьбами, молитвами;

  3. человек пришел к выводу о том, что ни он, ни боги, а объективные законы управляют миром.

Некоторые исследователи полагают, что в современной культуре действуют все три пласта умственного развития, впервые выявленных Фрезером.

Диффузионизм как методология исследования культур появляется в конце XIX века. Диффузионизм акцентирует роль пространственно-временных перемещений культурных элементов и их комплексов в существовании и развитии культур.

Обобщенная характеристика диффузионизма как способа исследования культур дана его основателем немецким географом и этнологом Ф. Ратцелем (1844–1904). К главным чертам этого способа исследования он относит:

целостность в пространстве и времени («культурный круг»).

Диффузионизм не рассматривает общественный механизм развития культуры и роль человека в творчестве культурных ценностей, зачастую произвольно трактуя «культурный круг». Однако в противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему в эволюционизме, диффузионисты поставили вопрос о конкретно исторических связях и взаимовлиянии пространственно-временных характеристик культур.

Основателем функционализма является известный британский антрополог Бронислав Малиновский (1884–1942). Он был лично знаком с Дж. Фрезером. Изучение его трудов решительно повлияло на его научную деятельность. В очерке «Научная теория культуры» Б. Малиновский систематизировал свои взгляды на сущность культуры и методы ее познания.

Функционализм исследует культуру как целостное образование, каждый элемент которого выполняет свою роль в составе целого и взаимосвязан с другими элементами. «Культура, – пишет Малиновский, – это главным образом инструментальная система, посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». Потребности подразделяются им на первичные, биологически обусловленные, и вторичные, сформированные культурой: потребности в обмене продуктами деятельности, социальном регулировании, образовании и другие. Удовлетворяя свои первичные потребности, человек преобразует окружающую среду и создает новую – мир культуры. Культура является, таким образом, «организованной системой целенаправленной деятельности».

Во всех культурах вырабатывается система устойчивого равновесия, где каждый элемент целого выполняет свои функции. Если уничтожить какой-либо элемент культуры, то вся этнокультурная система может разрушиться и погибнуть. Поэтому Малиновский резко осуждал грубое вмешательство в жизнь коренного населения. Это вмешательство может нарушить функциональное равновесие этнокультурной системы, что неизбежно ведет к вымиранию ее носителей.