Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
С середины XIX века идея эволюции как плавного накопления изменений, ведущих к усложнению организации, утверждается в биологии, этнографии, антропологии и истории культуры. Позднее эта идея становится руководящей в исследовании всех социальных и природных систем. Эволюционизм явился первым теоретическим направлением, исследовавшим жизнь народов в неевропейских культурах. Представителями эволюционистского подхода в культурологии являются: А. Бастиан (1826–1905), Т. Вайтц (1821–1864) в Германии; Л.Г. Морган (1818–1881) в США; Э. Тайлор (1832–1917), Дж. Фрезер (1854–1941) в Англии; Ш. Летурно (1831–1902) во Франции. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский (1851–1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) и другие.
Содержание эволюционизма раскрывается в следующих положениях:
единство человеческого рода – основа единства его культуры: наряду со специфическими чертами культуры и образа жизни народов существуют общие элементы и черты;
все культуры изменяются и находятся на разных стадиях своего развития; между стадиями сохраняются связи, то есть имеет место преемственность в развитии культуры;
развитие культур однолинейно и идет от простого к сложному;
равноценность культур, уникальность каждой из них;
психологическое обоснование явлений культуры;
основными объектами исследования являются стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, ранние формы религии, нормы и запреты, регулирующие поведение людей.
Тщательный анализ эволюционизма и других культурологических концепций дается в книге А.А. Белика и Ю.М. Резника «Социокультурная антропология» (1998).
Основатель эволюционизма в американской культурной антропологии – Л.Г. Морган, исследовавший историю первобытного общества. Он разработал периодизацию общественного развития в зависимости от типов родства и представленных в жизни народов элементов материальной культуры (число изобретений и открытий). На этом основании Морган выделил три стадии в истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.
Классиком эволюционизма также является Э. Тайлор. Основные идеи наиболее полно изложены им в работе «Первобытная культура» (1871). Главное внимание автор уделяет исследованию духовной культуры, особенно религии, магии и обрядов, связанных с ними. Тайлор является автором анимистической теории религии. Основу религиозных верований и обрядов составляет «вера в духовные существа» – анимизм. Причину появления анимизма он видел в необходимости древних людей ответить на вопросы о том, чем различаются живые и мертвые тела, чем являются образы сновидений и разных видений. Ответом на эти вопросы, по мнению автора, явилось представление об индивидуальной душе.
Теория анимизма вызвала в свое время бурную дискуссию. Часть исследователей древних культур обратила внимание на очень древний пласт верований и обычаев, не выводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Эти взгляды были названы преанимизмом. Термин ввел английский ученый Р. Маррет в статье «Преанимистические религии» (1899). По его мнению, более важными являются религиозные действия, а не мифы и верования. «Дикарская религия не столько выдумывается, сколько выплясывается», – писал он. Существенную роль играет, с точки зрения автора, объективация эмоциональных состояний. Сначала возникает представление о безликой мистической силе, оживляющей всю природу («аниматизм», по Маррету), а потом оно персонифицируется и возникают анимистические образы и образы личных духов.
Последователем и учеником Тайлора является шотландский исследователь Дж. Фрезер (1854–1941). Он – автор оригинальных работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов разных народов. Наиболее известны из них «Золотая ветвь» (1890) и «Фольклор в Ветхом Завете» (1918). Фрезер создал учение о трех эволюционных стадиях в умственном развитии человечества:
магия, когда человек верил в свои способности и свою колдовскую силу приманивать зверя, вызывать дождь, наносить вред врагу на расстоянии и так далее;
религия, когда человек по неизвестным причинам разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности богам и духам, начал обращаться к ним с просьбами, молитвами;
человек пришел к выводу о том, что ни он, ни боги, а объективные законы управляют миром.
Некоторые исследователи полагают, что в современной культуре действуют все три пласта умственного развития, впервые выявленных Фрезером.
Диффузионизм как методология исследования культур появляется в конце XIX века. Диффузионизм акцентирует роль пространственно-временных перемещений культурных элементов и их комплексов в существовании и развитии культур.
Обобщенная характеристика диффузионизма как способа исследования культур дана его основателем немецким географом и этнологом Ф. Ратцелем (1844–1904). К главным чертам этого способа исследования он относит:
акцент на взаимовлиянии культур;
их изменение путем заимствования культурных элементов;
идея о наличии центра (центров) культурного развития человечества;
основные объекты исследования – предметы культуры народа («этнографические предметы»), образующие некую
целостность в пространстве и времени («культурный круг»).
Диффузионизм не рассматривает общественный механизм развития культуры и роль человека в творчестве культурных ценностей, зачастую произвольно трактуя «культурный круг». Однако в противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему в эволюционизме, диффузионисты поставили вопрос о конкретно исторических связях и взаимовлиянии пространственно-временных характеристик культур.
Основателем функционализма является известный британский антрополог Бронислав Малиновский (1884–1942). Он был лично знаком с Дж. Фрезером. Изучение его трудов решительно повлияло на его научную деятельность. В очерке «Научная теория культуры» Б. Малиновский систематизировал свои взгляды на сущность культуры и методы ее познания.
Функционализм исследует культуру как целостное образование, каждый элемент которого выполняет свою роль в составе целого и взаимосвязан с другими элементами. «Культура, – пишет Малиновский, – это главным образом инструментальная система, посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». Потребности подразделяются им на первичные, биологически обусловленные, и вторичные, сформированные культурой: потребности в обмене продуктами деятельности, социальном регулировании, образовании и другие. Удовлетворяя свои первичные потребности, человек преобразует окружающую среду и создает новую – мир культуры. Культура является, таким образом, «организованной системой целенаправленной деятельности».
Во всех культурах вырабатывается система устойчивого равновесия, где каждый элемент целого выполняет свои функции. Если уничтожить какой-либо элемент культуры, то вся этнокультурная система может разрушиться и погибнуть. Поэтому Малиновский резко осуждал грубое вмешательство в жизнь коренного населения. Это вмешательство может нарушить функциональное равновесие этнокультурной системы, что неизбежно ведет к вымиранию ее носителей.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!