logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Постмодернизм: плюрализм и релятивизм

В 70-е годы на Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.

Постмодернизм, как полагают его последователи, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.

Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в Античности выступала мифология, в Средневековье – религия, в Новое и Новейшее время – сначала философия, потом – наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные принципы которой – плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро – зло, истина – заблуждение и так далее. Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво. Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.

В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм – это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм предполагает активное взаимодействие различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.

Характерные для постмодернизма художественные приемы – это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства, коллаж, иронизм, произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении.

В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить. Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры – диалоге прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Дайте характеристику эстетического освоения мира.

  2. Что такое искусство, и каково его происхождение?

  3. Какие функции выполняло и выполняет искусство в жизни человека и общества?

  4. В чем состоит специфика художественного образа?

  5. Какие классификации видов искусства Вам известны?

  6. Какие последствия для искусства имела научно-техническая революция?

  7. Как можно охарактеризовать в целом взаимоотношение искусства и науки?

  8. Как взаимодействует искусство с религией и моралью?

  9. Каковы особенности и формы развития художественного сознания?

  10. Что такое направление и стиль в искусстве? Назовите общепризнанные направления и стили в мировом искусстве.

  11. Как соотносятся между собой реализм и символизм как художественные методы?

  12. Каковы, с Вашей точки зрения, основные причины и симптомы резких изменений в искусстве в XX веке?

  13. Что принято обозначать понятием «постмодернизм»?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Что служит формой отражения действительности в искусстве:

а) понятие;

б) норма;

в) образ;

г) догма.

2. Какие виды человеческой деятельности возникли первыми:

а) земледелие;

б) обработка металлов;

в) религия;

г) искусство.

3. Что лежит в основе художественного образа:

а) строго объективное изображение окружающего мира;

б) субъективное восприятие и изображение действительности;

в) фотографически точная фиксация реально существующих объектов.

4. Определяющей функцией искусства является:

а) познавательная;

б) информативная;

в) воспитательная;

г) эстетическая.

5. Какие виды искусства относятся к пространственным:

а) живопись;

б) музыка;

в) театр;

г) кино.

6. Какие виды искусства относятся к «техническим»:

а) скульптура;

б) балет;

в) фотоискусство;

г) цирк;

д) киноискусство.

7. Для какого направления в искусстве характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения:

а) романтизм;

б) классицизм;

в) реализм;

г) сентиментализм.

8. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж:

а) классицизм;

б) символизм;

в) реализм;

г) постмодернизм.

9. В традициях какого художественного направления работали великие русские деятели культуры: Пушкин, Гоголь, Толстой, Репин, Суриков, Щепкин:

а) романтизм;

б) символизм;

в) реализм;

г) модернизм.