Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
В 70-е годы на Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.
Постмодернизм, как полагают его последователи, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.
Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в Античности выступала мифология, в Средневековье – религия, в Новое и Новейшее время – сначала философия, потом – наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.
В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные принципы которой – плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро – зло, истина – заблуждение и так далее. Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво. Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.
В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм – это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм предполагает активное взаимодействие различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.
Характерные для постмодернизма художественные приемы – это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства, коллаж, иронизм, произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении.
В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить. Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры – диалоге прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Что служит формой отражения действительности в искусстве: а) понятие; б) норма; в) образ; г) догма. 2. Какие виды человеческой деятельности возникли первыми: а) земледелие; б) обработка металлов; в) религия; г) искусство. 3. Что лежит в основе художественного образа: а) строго объективное изображение окружающего мира; б) субъективное восприятие и изображение действительности; в) фотографически точная фиксация реально существующих объектов. 4. Определяющей функцией искусства является: а) познавательная; б) информативная; в) воспитательная; г) эстетическая. 5. Какие виды искусства относятся к пространственным: а) живопись; б) музыка; в) театр; г) кино. 6. Какие виды искусства относятся к «техническим»: а) скульптура; б) балет; в) фотоискусство; г) цирк; д) киноискусство. 7. Для какого направления в искусстве характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения: а) романтизм; б) классицизм; в) реализм; г) сентиментализм. 8. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж: а) классицизм; б) символизм; в) реализм; г) постмодернизм. 9. В традициях какого художественного направления работали великие русские деятели культуры: Пушкин, Гоголь, Толстой, Репин, Суриков, Щепкин: а) романтизм; б) символизм; в) реализм; г) модернизм. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!