logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры

Слово интеллигенция, введенное в обиход писателем Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836–1921), впервые появилось в России лишь в середине XIX века и оттуда перекочевало в другие европейские языки, где использовалось для обозначения исключительно русского явления.

Речь шла о той части образованных людей, которая отличалась подчеркнутым «народолюбием», враждебностью к существующему строю, отсутствием религиозности и политическим радикализмом.

Главными кумирами этих людей были такие крупные фигуры российской общественной мысли, как Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Бакунин и Кропоткин, а основными идеологическими течениями, которые они представляли, – народничество, утопический социализм, анархизм и марксизм. По словам Бердяева, интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своими особыми нравами и обычаями и даже своим своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно узнать интеллигента и отличить его от представителей других социальных групп.

По этой причине в западной культурологии слово интеллигенция в широком, а не в чисто российском смысле, употребляется сравнительно редко, а вместо него предпочитают такие менее идеологизированные и политизированные выражения как интеллектуалы, люди умственного труда, культурный слой, духовная элита.

Итак, если отвлечься от особенностей отечественного словоупотребления, интеллигенция – это некий «мыслящий и чувствующий аппарат нации», вся ее образованная часть, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Это общественный слой, который, будучи наиболее независимым от какой-либо сословности, классовой или профессиональной психологии, сосредотачивающий в себе общенациональное самосознание, выступает выразителем общенародного творческого гения. Без этого вообще невозможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Образованный слой становится «интеллектуальной лабораторией, в которой, помимо чисто культурных ценностей, создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устроения». Одним словом, «в руках интеллигенции находятся все ключи от национальной судьбы того народа, представительницей которого она является».16

Вместе с тем не следует абсолютизировать роль интеллигенции. При отсутствии связи с народом, ответственности за свои действия деятельность тех или других ее представителей приводила (и приводит) к негативным последствиям в жизни общества и государства.

Природной и исторической предпосылкой появления подобной социальной группы стал сам факт «разумности» человека по сравнению с животными, а также разделение труда на умственный и физический, что дало возможность наиболее талантливой и жизнеспособной части наших далеких предков выделиться в особый слой, постепенно взявший на себя духовные функции. Сначала их носителями были жрецы, волхвы, колдуны, потом духовенство вообще, а с появлением науки, светского искусства круг интеллектуалов стал пополняться учеными, врачами, учителями, писателями, художниками, артистами. С развитием науки и техники появилась и научно-техническая интеллигенция. Интеллигенцией стали называть всех людей умственного труда. В этой связи появилась необходимость в разграничении понятий: интеллигенция и интеллигентность.

Не каждый человек, занимающийся умственным трудом, обладает таким качеством, как интеллигентность. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности за судьбы всего человечества.

По словам Д.С. Лихачева, интеллигентность – это «повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм, национальное в его лучших проявлениях сохраняется всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси».17

Будучи весьма важным общественным слоем (сколь бы ни разнился уровень общей культуры у ее отдельных представителей), интеллигенция неуклонно увеличивает свой удельный вес в любом современном обществе. Еще в 70-х годах минувшего века в наиболее развитых странах доля людей умственного труда составляла около 20% самодеятельного населения. Сейчас в условиях «информационной революции» эта цифра значительно выше. Неудивительна поэтому определяющая роль интеллигенции в судьбах человечества. На протяжении всей истории отношения между властью и интеллектуалами были достаточно сложными: от полного взаимопонимания до непримиримого противостояния. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России за последние сто лет. Ясно, что уровень культуры и перспективы выживания того или иного народа прямо зависят от качества и удельного веса его духовно-интеллектуального слоя. В 50–60-е годы наша страна по коэффициенту интеллектуальности населения (но только количественному) смогла занять достойное место в мире. Однако, по данным ЮНЕСКО, мы в 1988 году оказались среди стран мира в середине пятого десятка.18 В настоящее время этот коэффициент может еще снизиться, так как из страны идет активная «утечка мозгов», а на нужды культуры и образования тратится ничтожная часть бюджета. А между тем, по мировой статистике известно: если расходы на культуру и образование не достигают 6–8% бюджета, то общество приближается к культурной катастрофе.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Раскройте культурологическое содержание понятия народ.

  2. Какова роль народа как субъекта культуры?

  3. В чем разница между понятиями народ и масса?

  4. Назовите черты, характеризующие человека массы.

  5. Какова роль личности в развитии культуры?

  6. Перечислите основные типы личностей.

  7. Личность какого типа можно назвать самым адекватным представителем цивилизации и почему?

  8. Почему личности коммуникативного типа могут иметь прямо противоположные сущности?

  9. Чем духовный тип личности отличается от остальных типов?

  10. В чем состоит специфика термина «интеллигенция» в русской культурологии?

  11. Правомерен ли термин «культурная элита»?

  12. Раскройте содержание понятия интеллигентность.

  13. В чем заключается несостоятельность термина народные массы с точки зрения культурологии?

  14. Какова роль интеллигенции в развитии общества?

Задания. Тесты.

Ответы.

1.Какое из определенных понятий «народ» следует отнести к культурологии:

а) народонаселение, люди, населяющие определенное пространство;

б) население определенной страны;

в) общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством;

г) общность людей, составляющая низшие слои общества в противоположность элите, власти.

2. Как Фрейд определяет понятие масса:

а) движущая сила истории и культуры;

б) возврат к примитивному человеку;

в) совокупность граждан той или иной страны;

г) низшие слои общества.

3. Какой фактор лежит в основе типологии личностей:

а) особенности характера;

б) ориентация на специфические ценности;

в) принадлежность к определенной социальной группе;

г) принадлежность к определенной религиозной группе.

4. Что обозначает понятие «интеллигенция»:

а) самый культурный слой общества;

б) самый революционный слой общества;

в) слой общества, который воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь общества;

г) самый духовный слой общества.

5. Какие суждения верны:

а) народ может перерождаться в массу;

б) народ не является творцом культурных ценностей, их создает культурная элита;

в) народ способен и создавать, и утрачивать культуру;

г) народ и элита – антиподы.

6. Социокультурная типология личностей включает в себя следующие типы личностей:

а) интровертов и экстравертов;

б) эгоистов, индвидуалистов и альтруистов;

в) материальную, коммуникативную, политическую и духовную личности;

г) представителя народа и человека массы.

7. Народ и масса относятся к культуре:

а) противоположным образом;

б) одинаково безразлично;

в) потребительски;

г) заинтересованы в развитии культуры.