Два юбилея
Вот и подошел новый юбилей нашего университета – нам уже 55 лет. И совсем рядом другой юбилей – десятилетие Болонского процесса. Что это – простое совпадение или указующий знак? Думаю, последнее. Ведь все минувшее десятилетие наш вуз развивался в контексте Болонского процесса, что зафиксировано фактами, над которыми стоило бы подумать. В самом деле, в полувековой юбилей МГУТУ в рамках «Болонской библиотеки» началось издание семитомника «Гуманитаса» – и вот сейчас перед нами искомый седьмой том.
Много событий произошло за эти годы. В связи с проводимыми в России экономическими реформами и модернизацией отечественного образования расширяется многоуровневая система подготовки специалистов, вводится модульное построение учебных планов, предусматривается кредитная оценка трудоемкости дисциплин, реализуется компетентностный подход в проектируемых стандартах. Вместе с тем, выполнение Болонских положений предусматривает бережное отношение к национальным системам образования и культуры, сохранение их отличительных черт и традиций, а также (что сейчас немаловажно) достигнутых предыдущими поколениями преимуществ в образовательной сфере.
Недавно Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко высказал мнение, что отечественное специальное образование – одно из тех наших конкурентоспособных и имеющих мировое признание брендов, с которыми Россия как полноправный партнер выходит на мировой рынок.
Размышляя сейчас о стратегии развития нашего вуза на период до 2020 года, мы стремимся выделить те приоритеты, реализация которых поможет нам не только выжить в современных непростых условиях, но и выйти на качественно новые позиции.
Вот теперь стремительно внедряются нанотехнологии – и это будет одним из важных направлений нашей стратегии. Но что выйдет на первый план через пять лет? Через десять? Об этом надо думать уже сегодня. Поэтому для нас актуально построение образовательных программ на основе прогнозирования наиболее перспективных направлений развития науки, техники и технологий, а соответственно этому – введение соответствующих специальностей и специализаций.
Университетский статус не предполагает, а просто обязывает нас обратить самое серьезное внимание на единство фундаментальных и практически ориентированных знаний, без чего просто невозможны инновации. А ведь определяющая черта нашего развития – именно инновационность.
Отсюда необходимость совершенствования учебных планов на основе органичной взаимосвязи и взаимозависимости фундаментальных и прикладных наук.
Отсюда же и внедрение инновационных образовательных технологий, апробированных в условиях Болонского процесса и развития отечественных образовательных традиций.
И еще один небезынтересный аспект для МГУТУ, выходящего, как представляется, на серьезный уровень территориально распределенного университета: дистанционные технологии обучения, которые развиваются как в условиях европейского образовательного пространства, так и в условиях модернизации российского образования.
Итак, у нас сразу два юбилея. Скажем точнее: два взаимосвязанных юбилея.
| В.Н. ИВАНОВА, И.о. ректора Московского государственного университета технологий и управления, доктор экономических наук, профессор |
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!