logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Зарождение и развитие отечественного pr

Специалисты утверждают, что сегодня нередко смешивают понятия PR, рекламы и маркетинга. И то и другое служит процессу деловой коммуникации, однако считается, что реклама – это монолог, а PR – диалог. Реклама увеличивает продажи, а PR – лояльное отношение к имиджу. Эффект от рекламы виден сразу, а эффект PR неочевиден, зато очевиден эффект отсутствия PR. Хлынувший в конце восьмидесятых в Россию поток информации в этой области вывал путаницу и смешение этих понятий и привел к возникновению многих проблем, связанных, прежде всего, с некомпетентностью клиентов, а зачастую и практиков. Встает проблема профессионализма и этических норм. Непонимание клиентами функций PR привело к тому, что заказчики хотят видеть результатом деятельности PR не общественное мнение, а показатели баланса, увеличение прибыли. Сказывается недостаток полной информации и опыта.

Период становления PR в России – это период передела собственности, период социальных конфликтов, что также не могло не повлиять на характер отечественного PR. До последнего времени предпринимательство в России было ориентировано на сиюминутную выгоду, и только сегодня компании начинают чувствовать необходимость построения долгосрочной стратегии.

Многие бизнесмены уже уяснили, что репутация – это важно, но не поняли, что такое репутация. Репутация – это «кредит доверия», влияющий на покупательский спрос, это результат долгосрочных отношений с аудиторией. Требования сегодняшнего потребителя уже не ограничиваются только качеством или ценой товара. Лояльность потребителя зависит от социального статуса компании. Крупнейшие компании не просто производят товар, они создают стандарты потребления, формируют стиль жизни.

Особенности российского PR тесно связаны с инвестиционным климатом страны. Особенности предпринимательства в России широко известны: коррупция, зависимость делопроизводства от власти, неравные условия конкуренции, несовершенство законодательства, отсутствие политической и экономической стабильности. На отечественном инвестиционном рынке получение кредитов зависит большей частью от уровня неформальных отношений и доверия потенциальных инвесторов. В итоге российские финансовые структуры до сих пор неохотно идут на кредитование национальной экономики.

Для западных инвесторов определяющее значение имеет позитивный имидж предприятия, который складывается из открытости, прозрачности и репутации компании на рынке. Без прозрачной экономики и равных правил бизнеса российским компаниям сложно рассчитывать на инвестиции западных партнеров. Необходимы совместные усилия власти и деловых кругов России по преодолению перечисленных недостатков и созданию тем самым инвестиционной привлекательности страны в целом.

Однако рынок PR стремительно развивается, и положение начинает постепенно исправляться. В 1991 году создается Российская Ассоциация по связям с общественностью, которая берет на себя функцию объединения PR-агентств, а также представителей пресс-служб, департаментов по связям с общественностью и учебных заведений. Возникают Гильдия работников PR, соответствующие профессиональные союзы.

Специалистами в области PR сегодня широко обсуждается и еще одна острейшая проблема – система взаимоотношений служб PR и СМИ. Сложившаяся ситуация, когда допускается платное размещение в СМИ информации, распространяемой службами PR (и тем самым смешиваются понятия PR и прямой рекламы), не устраивает многих профессионалов в области PR. Однако эту проблему нужно рассматривать с разных позиций.

Прежде всего, одной из причин такого положения является неправильное представление журналистов о функциях PR, когда издания любую информацию стараются разместить за деньги и требуют оплаты публикаций сообщений PR. Проблема также включает создание и размещение заказных статей PR за определенное вознаграждение. Эти факты говорят о непрофессионализме журналистов, однако нередко такие действия СМИ провоцируются самими практиками PR, которые иногда искренне полагают, что их задача – платить журналистам. Это следствие непрофессионализма и отсутствия опыта в области PR.

Неверное представление о целях PR складывается и в результате желания ускорить процесс. Мероприятия PR рассчитаны на продолжительный срок, в отличие от прямой рекламы. Сначала нужно создать имидж, а уже затем – паблисити. Стремление клиентов и некоторых практиков получить немедленные результаты приводит к платному размещению заказных материалов, в то время как настоящей задачей PR является соединение проблем фирмы с общественными.

С развитием рынка PR ситуация заметно улучшается. Сегодня большинство РR-агентств утверждают, что не платят за размещение информации, либо намерены прекратить это в ближайшее время. Задача – доказать журналистам свою необходимость. Ведь через РR-агентства пресса получает информацию, чего она не может сделать, обращаясь напрямую на предприятия или в политические партии. При этом важно передавать СМИ правдивую информацию, не замалчивая отрицательных сведений, не прибегая к рекламе и не пользуясь услугами продажных журналистов.

Сейчас уже активно развиваются цивилизованные отношения СМИ и служб PR. Журналисты привыкают к тому, что кроме платной рекламы существуют и бесплатные материалы PR, отвечающие интересам не только бизнеса, но и общества.