Средства внутриорганизационных коммуникаций
Важным фактором роста значимости внутриорганизационных коммуникаций является необходимость демократизации управления. Занятым приходится выполнять большую и более ответственную работу, меньшим количеством, что побуждает руководство постоянно заботиться о расширении и совершенствовании средств внутриорганизационных коммуникаций.
В любой организации, даже самой небольшой, используются, как минимум, два коммуникативных средства – устные коммуникации и заметки-записки. В более крупных организациях также используются: внутренние газеты – листки новостей, публикации для менеджеров (или управленческие публикации), ежегодные отчеты организации, доски объявлений, внутреннее видео, Интернет (электронная почта), встречи с руководителями, слухи.
Внутренние газеты или листки новостей – одно из печатных средств коммуникаций. Небольшой листок – достаточно доступное и дешевое средство коммуникаций.
Менеджеры-занятые должны знать достаточно подробно то, что происходит в организации, поскольку они обязаны обеспечивать взаимодействие ее отдельных компонентов. Систематические публикации для менеджеров – один из путей обеспечения этого.
Листок должен служить важным средством для объяснения занятым философии и политики компании. Важно, чтобы он также обеспечивал двустороннюю коммуникацию, выражая не только позиции руководства, но и мнения других сотрудников.
Редактору листка приходится решать ряд проблем. Отбор историй, например, должен фокусироваться на организационных стратегиях и управленческих целях. Необходимо освещать организационные изменения – реструктуризацию, поглощения и показывать их причины. Статьи должны отражать события во всех месторасположениях и отделениях организации, также как и показывать различные типы людей, занятых в организации.
В практике российских предприятий нередки случаи создания «своих» книг-летописей, своеобразных историй становления и функционирования предприятий с фотографиями, собственными героями. Такая книга нередко пишется старейшими сотрудниками и используется для сохранения традиций, для ознакомления новых сотрудников с предприятием, для подарков традиционным партнерам.
Стенды объявлений весьма распространены в организациях. Они могут использоваться не только для информирования в чрезвычайных ситуациях, но и для улучшения производительности труда, сокращения потерь и инцидентов.
Визуально экспрессивные, графически впечатляющие стенды могут быть центрами сегодняшних текущих новостей. Такой стенд может висеть у входа в компанию, внутри или в другом месте интенсивного потока занятых, например, у дверей кафетерия снаружи.
Чтобы сделать стенд объявлений читаемым, следует регулярно его обновлять, например, еженедельно.
Внутреннее телевидение и использование видеопленки становится все более распространенным средством внутрикорпоративных коммуникаций. Его эффективность объясняется высокой информативностью видеоленты, (например, с записью выступления руководителя, объясняющего корпоративную политику). Такая видеолента гораздо информативнее аудио-пленки и тем более печатного текста того же сообщения.
Видеозапись сокращает дистанцию между занятыми и руководством, персонализирует политику компании.
Интернет может служить удобным средством внутриорганизационных коммуникаций. Электронная почта в развитых странах превосходит обычную по скорости, достоверности, надежности и сопоставима в цене.
С помощью электронной почты проводится информирование занятых, опросы и сбор их мнений методом «мозгового штурма», а также обучение. Такие электронные каналы информирования, опроса и обсуждения текущих и стратегических вопросов организации заменяют многие бесплодные и растянутые собрания сотрудников, обеспечивают предварительную подготовку и проработку обсуждаемых вопросов. Частота собраний с личным присутствием снижается в несколько раз. По электронной почте же может рассылаться информационный бюллетень. Корпоративный электронный стенд объявлений для сотрудников – удобное средство внутреннего информирования для организации, где значительное количество сотрудников имеют прямой и удобный доступ к Интернету на рабочих местах.
Возможность прямых коммуникаций представляют конференции, проводимые раз в год или в полгода. Конференции собирают людей, которые редко встречаются вместе. В сравнении с видео, конференции представляют личный контакт. Здесь может проводиться обучение персонала в связи с освоением нового продукта, демонстрация и тестирование нового продукта вместе с конкурирующим продуктом. Недостатком конференций как средства коммуникаций является отрыв специалистов от текущих дел и стоимость проведения подобных мероприятий.
Собрания и брифинги в организации могут проводиться по различным поводам и с различной регулярностью. Они должны быть четко спланированы и организованы.
Задачей подразделения PR является создание возможностей для непосредственных коммуникаций менеджмента с занятыми, часто в неформальной обстановке. При этом обеспечивается «перемешивание» менеджмента и штата в различных формах встреч – от сессии жалоб до собраний маркетингового планирования. В отношениях с занятыми практикуются также встречи «перепрыгивания уровня». Ценность таких встреч – в их регулярности, содержательности, значительности. Торжественная часть занимает несколько минут. Главное значение такого приема – в неформальном общении присутствующих, позволяющем познакомиться и обменяться информацией десяткам присутствующих. Стол с угощением ставится так, чтобы не мешать свободному перемещению людей и максимально возможному числу контактов. Поэтому за столом, с которого берут угощение, никто не сидит, он стоит отдельно, а небольшие столики располагаются в отдалении, где могут расположиться собеседники.
Большинство занятых рассматривает коммуникации с непосредственным начальником как предпочитаемый источник информации. Однако, гораздо меньшая часть считает, что их начальник – хороший источник информации. Поэтому занятые больше полагаются на слухи, хотя предпочли бы им сообщения своего шефа.
Слухи в некоторых организациях – наиболее сильные средства коммуникаций. Нередко они распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные инструкции. Поэтому слухи могут быть разрушительными.
Слухи трудно остановить. Организация должна корректировать слухи так быстро, как это возможно, потому что занятые склонны искажать будущий ход событий во имя подтверждения слухов. Идентификация источников слухов сложна, если вообще возможна, и не стоит времени. Однако, опровержения ложных слухов о плохих новостях (увольнениях, закрытиях и так далее) часто необходимы и достигаются прямым официальным заявлением.
Слухи не всегда враги в коммуникациях с занятыми. Корпоративные слухи могут быть такими же средствами коммуникации, как печать или встречи занятых. Они могут быть еще ценнее, потому что им верят, и каждый может внести свою лепту в их создание и распространение. Интернет – один из самых мощных и масштабных каналов распространения слухов, однако, источник здесь идентифицируем.
Известный специалист в области PR Уолтер Сен-Джон предложил перечень мер борьбы с негативными слухами.
1. Постарайтесь избегать ситуаций, порождающие слухи (недостаток официальной информации, наличие организационных проблем, конфликты организации и отдельных личностей, неполные сообщения из первоисточников, недостаточная внутренняя информированность сотрудников).
2. Применяйте активные меры борьбы со слухами (изучение причин, источников слухов, переговоры с теми, кому слухи наносят ущерб, создание контрслухов.
Борьба со слухами является с точки зрения PR наиболее сложной технологией, так как мы имеем дело с уже сложившимися в сознании клиентов и сотрудников эффектом. Наиболее эффективный способ борьбы со слухами – профилактический метод их устранения с помощью информирования точной своевременной информацией.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Главная цель отношений с потребителями как отдельного направления PR-деятельности – это: а) установление дружеских, доброжелательных отношений с потребителями товаров и услуг; б) увеличение объёма продаж; в) информирование потребителей о товарах и услугах; г) формирование позитивного имиджа организации в сознании потребителей. 2. Спонсорство – это: а) бескорыстная помощь; б) одна из форм корпоративной социальной ответственности; в) один из видов предпринимательской деятельности. 3. При возникновении конфликтной ситуации с потребителями важно в первую очередь: а) оперативное решение проблемы, лежащей в основе возникшей ситуации; б) недопущение огласки, действуя любыми способами и средствами; в) принятие всех возможных мер в интересах пострадавших потребителей; г) проведение исследования причин возникновения ситуации. 4. «Офис разбора претензий»: а) способствует поддержке доверия потребителей; б) участвует в судебных разбирательствах между потребителями и фирмой, компанией; в) отслеживает претензии потребителей к товарам и услугам фирмы, компании. 5. В работе с занятыми служба PR организации выполняет следующие функции: а) на основе исследования проблем коллектива консультирует руководство и способствует созданию доверительных взаимовыгодных отношений между руководством и занятыми; б) разрабатывает систему информированности сотрудников на разных уровнях; в) осуществляет подбор и расстановку кадров; г) изучает и поддерживает чувство удовлетворённости занятых своей работой в организации; д) организует корпоративные развлечения. 6. Отношения с занятыми в организации должны строиться на принципах: а) вовлечения занятых в процесс управления; б) своевременных и частых коммуникаций; в) доверия; г) строгого контроля за поведением и высказываниями сотрудников; д) неформального общения руководства с занятыми; е) строгого соблюдения служебной субординации. 7. К средствам внутриорганизационных коммуникаций относятся: а) внутренняя газета; б) электронная почта; г) презентации; д) брифинги; е) «Дни открытых дверей». 8. При возникновении конфликтной ситуации внутри организации работники службы PR организации в первую очередь должны: а) выявить зачинщиков конфликта и способствовать их увольнению; б) оперативно вмешаться в ситуацию и постараться урегулировать конфликт; в) направить все усилия на сохранение позитивного имиджа организации. 9. Если в организации появились различного рода слухи, службе PR необходимо: а) идентифицировать источник слухов; б) принять оперативные меры по пресечению слухов; в) распространить среди сотрудников контрслух. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!