logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Подготовка речи

Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.

Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.

Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важна композиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.

Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони в лекции о римском императоре Калигуле, прославившемся своей жестокостью: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».

Вступление содержательно насыщенно, психологически подготавливает слушателя к существу речи и вводит его в процесс восприятия текста. При построении вступления следует учитывать несколько моментов:

Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.

В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:

В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка содержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко зачин и концовка тесно связаны между собой по содержанию. Так, лекцию о Калигуле А. Ф. Кони завершала концовка: «Людоед в сказке и Калигула в жизни – братья по жестокости».

Композицию речи составляют не только различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции (когезия, ретроспекция и проспекция), которые делают речь целостной и средства контакта и речевого этикета, которые помогают установить контакт со слушателями.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.

Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

К публичному выступлению следует готовиться. Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами.

Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная ат-мосфера может вызвать у него дискомфорт. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слуша-тели, и что им будет непонятно; предусмотреть возможные вопросы и продумать ответы на них, приготовить несколько шуток или каламбуров, способных снять напряжение и усталость, разрядить возможную сложную ситуацию.

Важно учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профес-сиональный состав и культурно-образовательный уровень. Учитывается интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности, пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории..

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Какие роды ораторского искусства выделяются в современной практике публичного общения?

  2. В каких сферах жизнедеятельности общества распространено социально-политическое красноречие?

  3. Перечислите основные жанры академического красноречия.

  4. Какова главная цель судебного красноречия?

  5. Какие типы речей относятся к социально-бытовому красноречию?

  6. Что такое духовное красноречие?

  7. Какие подвиды духовного красноречия Вам известны?

  8. Какие типы построения могут лежать в основе ораторской речи?

  9. Почему ораторская речь полемична по своей природе?

  10. Какие виды полемичности Вам известны?

  11. Назовите основные средства полемического арсенала оратора.

  12. В чем состоит специфика культуры ораторской речи?

  13. Что является главным условием для развития ораторского искусства в обществе?

  14. Какая последовательность должна быть соблюдена в ораторской речи?

  15. Что необходимо предпринять оратору для достижения своей речью максимального эффекта?

  16. Как Вы понимаете выражение: «ораторское искусство  это искусство публичного мышления»?

  17. Охарактеризуйте понятие «образ оратора».

  18. Что такое композиция текста речи?

  19. Какие части выделяются в композиции речи?

  20. Что должно содержать начало ораторского выступления?

  21. Что должна содержать основная часть выступления?

  22. Что должно содержать заключение выступления?

  23. Что такое ретроспекция?

  24. Что такое когезия?

  25. Что такое проспекция?

  26. На какие три вопроса должно отвечать публичное выступление?

  27. Как и для чего оценивается состав слушателей?

  28. С чего следует начинать разработку речи?

  29. Каковы цели ораторского выступления?

  30. Что такое «зачин речи»?

  31. Что такое «концовка речи»?

  32. В чем заключается важность этикетного обращения к слушателям?

  33. Какие варианты завершения речи вы знаете?

  34. Какие этикетные формулы используют ораторы?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Одним из древнейших видов русского красноречия является:

а) судебное красноречие;

б) академическое красноречие;

в) духовное красноречие;

г) социально-политическое красноречие.

2. Дидактическое красноречие является подвидом:

а) социально-политического красноречия;

б) социально-бытового красноречия;

в) духовного красноречия;

г) судебного красноречия;

д) академического красноречия.

3. Панегирическими принято называть:

а) обличительными речи;

б) убеждающие речи;

в) торжественные, хвалебные речи;

г) речи информационного характера;

д) развлекательные речи.

4. К подготовленным ораторским речам относятся:

а) лекция;

б) застольная речь;

в) проповедь;

г) митинговая речь;

д) предвыборная речь кандидата;

е) речь адвоката в суде.

5. Расположите в правильной последовательности приоритеты ораторского выступления:

а) ситуация;

б) аудитория;

в) оратор;

г) речь;

д) содержание;

е) цель.

6. Главной целью ораторского выступления является:

а) произвести максимальный эффект на слушателей;

б) достичь взаимопонимания между оратором и аудиторией;

в) с помощью ораторских приемов навязать слушателям собственные убеждения, заставить их поверить в истинность этих убеждений;

г) пробудить у слушателей определенные мысли и чувства.

7. Успех ораторского выступления главным образом зависит от:

а) эффектного начала речи;

б) умения заинтересовать слушателей;

в) внешности и манер оратора;

г) компетентности оратора;

д) владения арсеналом ораторских приемов;

е) эффектной концовки речи.

8. Если во время произнесения речи оратор упускает какой-то важный момент, то он должен:

а) спокойно продолжать речь дальше;

б) извиниться и вернуться к пропущенному пункту;

в) отдельно остановиться на этом пункте в конце речи;

г) использовать иной речевой прием.

9. Когезией называется:

а) начало речи;

б) намек, содержащийся в речи;

в) особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи.

10. Ретроспекцией называется:

а) концовка речи;

б) эффектная вставка;

в) ораторский прием, отсылающий слушателей к предшествующей содержательной информации;

г) повтор, содержащийся в речи.

11. Проспекцией называется:

а) игра слов в речи;

б) отнесение содержательной информации к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления;

в) образный ряд, содержащийся в речи;

г) противопоставление.

12. Ораторское искусство это:

а) красивая речь;

б) искусство убеждать;

в) публичная речь;

г) филологическая дисциплина;

д) специальный курс.