logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Особенности устной публичной речи

Культура устной речи, в том числе беседы, выступления, лекции, предполагает не абсолютное следование законам языка и письменной речи, а сознательное использование всех языковых средств для достижения цели в конкретных условиях. Бытует мнение, что культура речи основывается на правильной литературной речи. Это неверно! Литературная речь требует соблюде­ния правил грамматики, что несвойственно живому слову. В грамматике в основном рассматривается анализ, а не синтез, необходимый для живой речи. Развитию последней помогает овладение ораторским искусством.

Мы привыкли считать оратором человека, часто выступающего с трибуны перед большими аудиториями. Однако ораторское искусство – это умение убеждать словом в любой аудитории. Люди давно поняли объединяющую и мобилизующую роль слова.

История ораторского искусства очень древняя, но вершин своего развития оно достигает в демократическом обществе или в борьбе за демократию и свободу. Для менеджеров и предпринимателей из всех видов ораторского искусства (политическое, дипломатическое, судебное, академическое и другие) важнейшим является самый молодой вид – деловая риторика, возникшая в XIX веке.

Часто рассуждают, что говорить – не делать, что выступление – это только слова. Но речь – тоже деятельность, имеющая все признаки последней: цель, мотив, средства и результат. Сила слова давно известна: словом можно исцелить и убить. Слово поднимает массы людей на различные свершения. Любая речь является процессом, составляющие которого обычно ставят в такой последовательности: содержание, цель, аудитория (слушатели), речь (средства), ситуация. Действительно, основное внимание обращают на содержание, тогда как первым и важнейшим элементом является сам выступающий (оратор). Наибольший эффект от выступления имеет место при другой расстановке приоритетов: оратор (кто говорит), содержание (о чем говорит), аудитория (кому говорит), цель (зачем в данной аудитории говорить об этом), ситуация (место, условия, состояние аудитории), речь (как раскрыть содержание в данной аудитории с учетом ситуации).

Читая речь, мы чувствуем позицию автора, но все-таки воспринимаем ее более нейтрально, чем устное выступление хорошего оратора. Говорящий может подчеркнуть главную мысль. Он обязательно должен выражать свою позицию, прочувствовать излагаемый материал и видеть его системно: только это обеспечивает успех выступления. Изложение вслух заранее заготовленной письменной речи не является устной речью, а будучи подготовлено другими, не выразит позиции выступающего. Не ясно, есть ли у такого выступающего своя позиция? Хороший оратор может поднять даже слабую мысль, а слабый – погубить великую идею.

Содержание речи должно быть намечено заранее, но окончательно формируется и корректируется в процессе выступления в зависимости от восприятия аудитории и ситуации.

Целью выступления всегда является формирование убеждений у слушателей. Необходимо добиться того, чтобы эти убеждения стали основой поступков. Убеждение – это сложный процесс, соединяющий мировоззрение и поступки человека. Необходима убежденность оратора, чтобы вызвать адекватную реакцию у слушателей, сделать их союзниками и соратниками.

Часто основой выступления делают передачу информации, и в этом случае устное выступление превращается в способ трансляции, опускается на репродуктивный уровень. Цель выступления – не передача содержания, а его осмысление, организация которого зависит от конкретной аудитории, ситуации и содержания, которое реализуется в выступлении опосредованно.

Следует помнить, что ораторское искусство – это искусство публичного мышления. Осмысление не только придает достоверность выступлению и настраивает слушателей в резонанс с выступающим, но и позволяет оратору проверить и уточнить свои положения, а иногда найти новые непосредственно в процессе выступления. Проблемное выступление – это постановка мыслительной задачи, которая решается перед аудиторией или совместно с ней. Последнее предпочтительнее, так как слушатели, самостоятельно подошедшие к решению, начинают считать дело своим и более активно участвуют в решении задач, выдвинутых выступающим.