Нравственные противоречия и нравственная свобода
Мораль глубоко противоречива. Её противоречивость обусловлена тем, что она соединяет в себе, казалось бы, взаимоисключающие стороны: сущее и должное, общее и единичное, абстрактное и конкретное, абсолютное и относительное, вечное и временное, субъективное и объективное. Однако через эту противоречивость человек только и может постичь целостность, единство бытия, где на одном полюсе все изменчиво, временно, преходяще, на другом – вечно, постоянно, абсолютно. Человек в мироздании – среднее звено, а мораль та область, где эти противоречия вынужден преодолевать человек.
Знание противоречий углубляет понимание морали, попытка отказа от одной из сторон антиномии ведет к упрощению проблемы и односторонности. В частности, это касается следующих антиномий.
1. Моральные требования и ценности, обращенные к человеку, имеют объективное значение и происхождение, ибо они не могут зависеть от чьих-либо симпатий и антипатий. Однако человек обладает свободой воли и сам определяет свои ценности, нормы и поведение. Поэтому мораль не может выступать для него как объективная, навязанная извне. Для каждого человека его моральные взгляды – это его свободно избранные взгляды. Таким образом, моральный закон и субъективен, и в тоже время объективен. Признание только субъективной стороны неизменно ведет к мысли, что сколько людей, столько и мнений, и все относительно и никакой объективной, правильной оценки поведения не может быть. Признание только объективной – ведет к тому, что поведение не есть результат собственного выбора, а навязано чужой волей, и в таком случае человек не ответственен за зло в мире.
2. Моральный закон безличен, он формулируется так, что исходит как бы ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Его автором не являются ни социальные группы, ни конкретное общество. Попытки приписать авторство классам, обществу приводило к тому, что в морали выражались классовые или общественные интересы. Это всегда вело к деградации, ибо ни одна социальная общность не может претендовать на замещение общечеловеческого.
3. Мораль предстает перед человеком как нечто объективно всеобщее, единое везде и всегда, не зависящее от изменчивых и преходящих условий и авторитетное для всех людей, то есть как нечто абсолютное. В тоже время практика показывает, что абсолютность нравственных норм применительно к жизни не выполнима. Быть честным, не убивать, не красть – норма. Однако быть честным перед врагом – предательство. За убийство на войне поощряют, красть чужие секреты – профессия разведчика.
4. Требования морали выступают как предстоящая перед человеческой волей необходимость. Подчинение этой необходимости не может быть моральным, ибо доброта, честность и порядочность по принуждению невозможны. Вместе с тем, поведение в соответствии с моральными требованиями обязательно предполагает принуждение, без которого поведение детерминируется естественной склонностью или его заинтересованностью, но не моралью. Моральное поведение предполагает наличие именно моральной мотивации, включающей добровольное самополагание воли и автономию духа. Мораль оказывается во всех случаях и объективной необходимостью, и областью принуждения, и сферой субъективной свободы.
5. Опираясь на представление о чувственно-эмоцио-нальном и рациональном уровне мотивации человеческого поведения, можно отметить, что мораль, с одних позиций, связывается исключительно со способностями разума и противопоставляется стихии эгоистических чувств и страстей. Человек как существо сознательное только посредством разума может адекватно осознавать свое моральное предназначение, в то время как существо чувствующее и стремящееся он приближается якобы к животному способу бытия и оказывался чужд морали. Но, с других позиций, только даваемая чувствами непосредственность переживания своего бытия представляется единственным источником бескорыстных поступков, продиктованных именно чувствами сострадания, милосердия, человечности, в то время как расчетливая осмотрительность оказывается чужда морали.
6. Близкой к этой антиномии являются представления о морали, с одной стороны, как о чем-то бескорыстном, благородном и возвышенном, чуждом утилитарным интересам и целям, а с другой – обязательно служащей цели и приносящей пользу людям.
Таким образом, можно констатировать, что область морали объединяет огромное множество разнородных явлений и представляет собой некое единство противоположных определений – она и естественна, и сверхъестественна, и объективна, и субъективна, и сфера необходимости, и область свободы, и абсолютна, и относительна, и разумна, и неразумна, и целесообразна, и бескорыстна, самодостаточна.
Наличие противоречий в морали усложняет нравственную жизнь, делает более трудным нравственный выбор. Однако в каждой моральной ситуации человеку приходится делать выбор, поскольку важнейшей характеристикой его бытия является свобода. Человек, в отличие от животных, не запрограммирован на определенное поведение. Он свободен в выборе целей и ценностей. Свобода – одна из общечеловеческих ценностей, отражающая неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Свобода – это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей.
Свобода является условием существования морали, поскольку в морали не действуют никакие другие причины, кроме свободной причинности. Человек сам определяет, как он будет поступать, и на его решение не могут повлиять никакие внешние причины – ни обстоятельства, ни общественное мнение, ни угроза наказания или даже жизни.
Представляет интерес обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения: нарциссизму, агрессивности, лицемерию.
Нарциссизм – форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих физических, интеллектуальных данных и творческих возможностей. По древнегреческой мифологии, Нарциссу с детства была уготована долгая жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев свое отражение, влюбился в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным.
Агрессивность – поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия – реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, суть которого состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!