logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Нравственное сознание в современном мире

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщие законы нравственной жизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые и групповые различия, порождают многообразие нравов. Однако в этом многообразии можно выделить и общие тенденции, которые характерны для той или иной эпохи. В XX–XXI веках усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравственное развитие.

У всех народов одинаково устроено моральное сознание, все пользуемся одними и теми же понятиями добра, чести, долга. Одинаковы переживания стыда и вины, муки совести и раскаяния. Общечеловечен в морали способ мышления, стиль рассуждения, «золотое правило нравственности». Наконец, есть ряд общечеловеческих норм и представлений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежливости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все народы сформулировали заповеди: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги». Содержание их со временем обретает все более глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека.

Коренная гуманизация всего общественного миропорядка в наше время стала тенденцией. Человек и его жизнь провозглашены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Во многих странах отменена смертная казнь. Отвергается не только убийство, но и всякое насилие как таковое. Движение Неприсоединения к военным блокам, охватившее уже более ста государств, является серьезным фактором мировой политики. Заповедь «не убий» приобретает глобальный смысл, формируется экологическая этика.

Сфера применения морали расширяется. Все чаще политика увязывается с применением нравственных критериев. Декларирован такой подход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Человеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом экономическом порядке в мире, то есть о распространении нравственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их нарушение.

Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. НТР привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители вполне резонно отмечают, что естественные науки не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. В начале XX века С.Н. Булгаков писал, что перед последними вопросами жизни и смерти, доб­ра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде. «Наука не решает вопрос о ценностях», – утверждал Б. Рассел. Если свести жизнь человека к по­знанию мира, то обедняется эмоциональная сфера ли­чности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостаточно. Исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.

Научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, но она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно так же следует признать, что достижения НТР могут использоваться как во имя добра, так и зла.

НТР имеет как положительные, так и отрицательные следствия. Совершенствование производства ведет к освобождению человека от монотонного и отупляющего труда. Развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровня его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к произведениям искусств, последним достижениям науки. Вместе с тем научно-техни-ческая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти. Именно в последние десятилетия появились такие направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях.

Следует отметить и то обстоятельство, что современная высокопроизводительная техника и технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, химических заводах, транспорте). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, и в быту, и в деятельности различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни. Об этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала сейчас. Материальное производство ныне способно удовлетворить самые прихотливые потребности. При этом производство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую. Стереотип общества «всеобщего благоденствия» уже осознан многими людьми на Западе как тупиковый. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориентацию. Техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высшими ценностями, смысложизненными вопросами. Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угроза термоядерной войны, демографическая, продовольственная). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного общения и появление самого страшного вида одиночества – одиночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лишний раз демонстрирует как всю сложность, противоречивость нравственной жизни человеческой личности, так и то, что без веры в нравственный прогресс, в светлое будущее, в высокие идеалы индивиду и человечеству в целом просто не выжить. Как писал В. Соловьев, безусловное значение человека основано «на лежащей в его разуме и воле возможности бесконечного совершенствования».26