logo
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Религия в современной культуре

Чтобы определить место и значимость религии в современной культуре, необходимо рассмотреть взаимодействие религии с наукой, моралью, искусством.

Религия и наука. В истории культуры отношение «религия – наука» представлено как взаимосвязь, взаимодействие веры и истины. Вера и истина, имея единый латинский корень, в религиозном сознании ранее отождествлялись. В христианстве считается, что Бог есть высшая добродетель, истина и красота. Но в процессе исторического развития культуры произошло размежевание между верой и истиной. Хотя и первая, и вторая стремились объяснить миропорядок, но каждая со своей точки зрения. Проблема веры и знания – одна из острейших в гуманитарном знании. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В период господства христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, а позднее – университетов.

Но есть и другие стороны отношений веры и знания. Католическая инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно, преследовала Галилея. Их открытия рушили представления о геоцентрической системе мироздания. Наука вошла в противоречие с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Переворот в представлениях о мире произвела современная космонавтика. Церковь должна была принять эти открытия и дать им свои объяснения, что весьма затруднительно, поскольку религия консервативна, ее догматика незыблема, а наука динамична, устремлена вперед.

Наука сыграла существенную роль в секуляризации культуры, что является характерным признаком современности. Секуляризация – это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие государства, развитие капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии.

Под воздействием этих факторов сформировалась светская культура. Понятие светской культуры не есть отрицание религии. Светская культура ассимилирует элементы религиозной культуры. Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его инте-

ресами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

Светская культура, в которой религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции – обряды, праздники, их нравственный смысл и значение. Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы. В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы веры. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества. На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность. Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. Нравственное начало – стержень духовной культуры. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь. Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки. Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, Нагорная проповедь Иисуса Христа. Именно на ее основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Религиозные заповеди стали закреплением нравственных правил, прежде бытовавших в сознании людей. Религиозные запреты и ограничения стали своеобразным регулятором общественных отношений. Следование заповедям является непреложным для всех верующих. Подобным регулятором выступает для граждан общества его основной закон (Конституция). Но если право защищает от «другого», то вера – преимущественно от «себя».

Вера держит человека своими требованиями в некоторой системе жизненно-нравственных запретов. В этом отношении религиозная вера имеет как позитивный, так и негативный смысл. Безусловно, вера возвышает, объединяет людей, в какой-то степени дает им защиту, опору, жизненные силы для преодоления испытаний. Но в то же самое время вера способна в определенных условиях привести к жестокому противостоянию, нетерпимости, фанатизму (религиозные войны, крестовые походы, джихад).

Религия как элемент духовной культуры имеет не только уровень обыденного существования, но и теоретического, выраженного в определенной идеологии. В настоящее время широкое распространение получили идеи экуменизма. Экуменизм, как полагают его последователи, – религиозное движение в поддержку духа мира и любви в обществе христиан различных конфессий. Экуменисты стремятся преодолеть различия, характерные для существующих христианских доктрин, и утверждают, что экуменизм – это путь, ведущий к единению всех христиан.

Религия как явление современной духовной культуры, дающая человеку веру в потустороннюю вечную жизнь, не может быть истолкована как форма классической утопии. Все религиозные обещания связаны с тем, что будет когда-то, после земной жизни. Все, что ожидает верующего, – ожидает его после смерти, в его неземном бытии. Классическая утопия – несбыточность заявленных целей в реальном мире. Любая утопическая концепция рано или поздно развенчивается. Это определяющий ее признак. Именно потому, что религия никогда не обещала рая в мире земном, она не может быть развенчана, опровергнута.

Религия и искусство. В различные культурно-истори-ческие эпохи связь между искусством и религией была не одинакова. Иногда искусство настолько сливалось с религией, что рождалось то, что именуется религиозным искусством. Понятие религиозного искусства имеет широкое и узкое толкования. В широком значении религиозным является такое искусство, в котором обнаруживается влияние той или иной религиозной системы: в сюжетах, темах, идеях, образах, общей направленности. В этих случаях эстетическое может превалировать над религиозным и приближаться к искусству мирскому.

Узкое значение понятия религиозного искусства подразумевает произведения, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нем определенные функции. Такое искусство называют культовым. Религиозный культ – это система особых ритуальных действий, с помощью которых верующие пытаются влиять на объекты их веры.

Культовые действия носят сакральный характер и потому нуждаются в особым образом организованном пространстве (храм, мечеть, пагода). Необходимость создания такого пространства привела к появлению специфической, культовой архитектуры, в которой внешние формы строения выражают философию соответствующей религии.

Особое значение придается внутреннему убранству храма. Так, наряду с культовым зодчеством, возникает культовое изобразительное искусство: живопись – иконы, фрески, мозаика, иллюстрации, скульптура, мелкая пластика, а также религиозная литература, драматургия и музыка.

Культовое произведение искусства не всегда может быть художественно ценным. Однако даже такая вещь будет предметом культа. Но чтобы, например, икона воздействовала подобающим образом, она должна быть действительно художественным произведением, чтобы эстетическое чувство укрепляло чувство религиозное. Поэтому многие великие художники обращались к культовому искусству, в результате чего рождались шедевры.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В чем сущность мифологического воззрения на мир?

  2. Раскройте взаимосвязь мифа и ритуала в архаические времена.

  3. В чем сущность антропоморфизма, фетишизма, тотемизма и анимизма?

  4. Каково значение мифа в становлении цивилизации?

  5. Каковы функции жертвы в мифологической культуре?

  6. Каково положение мифа в современном мире?

  7. Раскройте сущность религиозного мировоззрения.

  8. Дайте характеристику структурным элементам религии.

  9. Охарактеризуйте основные формы религиозных организаций.

  10. Каковы взаимоотношения религии и науки?

  11. Почему религия и мораль тесно взаимосвязаны?

  12. В чем специфика религиозного и культового искусства?

  13. Какие точки зрения существуют по вопросу о взаимосвязи религии и культуры?

  14. Каково значение религии в совре-менной духовной ситуации?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Определите, какое суждение истинно с точки зрения современной культурологии:

а) миф – это сказание, предание, выдумка;

б) миф – характеристика архаического сознания;

в) миф – специфический способ освоения мира, свойственный сознанию человека всегда;

г) современное сознание свободно от мифа.

2. Для мифологического понимания единства человека и природы характерны:

а) обоснование этого единства всеобщими объективными законами;

б) персонификация природы в виде богов;

в) представление о вечном воспроизводстве этого единства в действиях людей;

г) силам природы придавались человеческие свойства.

3. Для мифологического восприятия мира характерно представление о нем как:

а) результате жертвоприношения;

б) возникшем из ничего;

в) объективной реальности;

г) вечно существующей, независимо от человека реальности.

4. Какая функция жертвы в мифологической культуре древних людей является определяющей, первичной:

а) жизнепорождающая: жизнь происходит только от другой жизни, которая приносится в жертву;

б) функция возвращения божеству энергии, затраченной им на поддержание мира;

в) функция подчинения человека божеству;

г) консолидирующая людей функция.

5. Какое из определений религии Вы считаете обобщенным и правильным:

а) вера в Бога;

б) вера в потусторонние силы;

в) вера в сверхъестественное;

г) вера в сверхчеловеческий разум.

6. Религиозная деятельность подразделяется на два типа:

а) на предметно-практическую и духовно-теоретическую;

б) на духовно-практическую и культовую;

в) на духовно-теоретическую и внекультовую;

г) на культовую и внекультовую.

7. Светская культура:

а) всегда независима от религии;

б) всегда противопоставляет себя религии;

в) ассимилирует элементы религии, часто не осознавая этого.