logo search
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Роль культуры в динамике цивилизаций

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Культура формирует духовный мир и менталитет человека – творца цивилизации, обеспечивает преемственность, передачу человеческого опыта от поколения к поколению. Выполняя данную функцию, культура призвана как бы «очеловечить» цивилизацию, придать ей жизненность, направленность на человека. Поскольку культуры различных народов, социумов имеют специфическую этносоциальную направленность, то и развитие возникших на базе данных культур цивилизаций также отражает своеобразие их духа, менталитета.

Культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит и передает именно специфическое, своеобразное, присущее каждому обществу, с другой стороны, обеспечивает вместе с цивилизацией этноисторическую целостность.

Будучи качеством, степенью совершенства способов человеческой деятельности (технологий) культура во многом определяет возможности цивилизации в освоении мира и ее способность к адаптации в непрерывном процессе прогрессирующих изменений. Цивилизация черпает из культуры накопленный ею богатейший опыт человечества как по освоению и преобразованию окружающей природы, так и по выживанию, по сохранению своей социокультурной целостности в самых неблагоприятных природных и исторических условиях.

Из этой системы ценностей, которая и составляет ядро культуры, вырастает, по мнению М. Вебера, этнокультурная целостность той или иной цивилизации. Ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий стабильность социума (социального организма), дающий ему иммунитет к воздействию других, особенно несущих опасность разрушения культур. Шкала ценностей обеспечивает также и адаптацию к окружающей культурно-цивилиза-ционной среде.

Можно согласиться с мнением ряда исследователей, определяющих культуру как социогенетику глобальной и локальной цивилизаций, имеющую в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике цивилизаций, которые служат внутренним источником их саморазвития. Именно заложенные в основе культуры ценностные приоритеты дают толчок к выбору путей развития общества, к становлению той или иной цивилизации.

Границы изменчивости культуры определяют пределы обогащения наследственного социокультурного генотипа и передачи культурных инноваций следующим поколениям, что могло бы обусловить их переход на новый цивизационный уровень.

Современная цивилизация под влиянием прогрессирующих процессов технизации, связанной с ними ломкой и переосмыслением сложившейся системы ценностей, носит отчетливо выраженный техногенный характер: современная техника не только дала человеку возможность активно, в гигантских масштабах осваивать и преобразовывать природу для получения материальных благ, но и породила огромное количество проблем как локального, так и глобального характера.

Самая важная черта техногенной цивилизации – это утрата человеком власти над техникой. Более того, научно-технический прогресс не только вышел из-под контроля человека, но и поставил человека в зависимость от себя, поработил его. Порожденные техногенной цивилизацией глобальные проблемы угрожают существованию не только природы, но и человека. К числу этих проблем относятся: не утратившая своей актуальности проблема угрозы термоядерной войны, проблема ограниченности природных ресурсов, экологические проблемы, проблема быстрого роста численности населения Земли (в основном, в развивающихся странах) и связанная с нею продовольственная проблема, проблема сохранения культурного наследия и ряд других. Все это свидетельствует о глубоком кризисе техногенной цивилизации. Причем данный кризис имеет отчетливо выраженные истоки в устоявшихся в западноевропейской культуре и менталитете парадигмах:

Вебер выделял еще одну важную причину формирования техногенной цивилизации: широкое распространение на Западе религиозной протестантской, пуританской этики, призывавшей к активному труду, к формированию у человека активной социальной позиции.