logo search
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура

Важным аспектом соотношения природы и культуры является культура природопользования, включая культуру воспроизводства самого человека как биологического существа.

По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы для удовлетворения потребностей человека все острее ставятся вопросы о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий биологическое качество человеческих популяций. Особенно остро эти вопросы встали во второй половине XX века и, конечно же, в начале XXI века. Нарушение баланса воспроизводства природных экосистем привело к резкому ухудшению естественных условий существования человека. Еще один аспект экологической проблемы – какова мера допустимого вмешательства в биологическую природу самого человека: лишения его жизни, изменения биологических признаков, клонирования людей. Естественный механизм «выбраковки» нежизнеспособных особей нарушен, что ухудшает биологические характеристики человечества.

Таким образом, экологическая проблема – это результат обострения противоречия между культурно-преобразователь-ной деятельностью человека и стабильностью внешней и внутренней природы (телесность человека). Существуют такие пороговые значения природных показателей, за пределами которых биологическая организация не выдерживает и человечеству угрожает гибель.

Решение экологической проблемы возможно лишь на основе изменения социальных и индивидуальных установок, отказа от идеологии потребительства, на основе экологической культуры.

Современный экологический кризис, в конечном счете, является следствием духовного, нравственного кризиса. Классический рационализм и классический антропоцентризм оправдывают стремление к экспансии (территориальной, экономической, идеологической, политической и культурной) и к господству над природой. Неверная оценка человеком самого себя, своих отношений с природой являются глубинными причинами кризисного состояния человечества.

Экологическая культура как компонент культуры общества включает в себя оценку средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также систему средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, традиции, ценностные установки. Это – нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, которая характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и включает в себя экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру.

Структурными элементами экологического сознания являются: центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, присущие данному обществу, поколению; чувственный и рациональный аспект культурно-исторического опыта взаимодействия с природой. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими средствами восприятия природы. Ценностно-нормативное ядро экологического сознания определяет его тип – антропоцентрический и экоцентрический. Структуру антропоцентрического и экоцентрического сознания можно представить в виде сравнительной таблицы их признаков.31

Антропоцентрическое

экологическое сознание

Экоцентрическое

экологическое сознание

1. Высшая ценность – человек.

1. Высшая ценность – гармоническое развитие человека и природы.

2. Иерархическая картина мира.

2. Отказ от иерархической картины мира.

3. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку.

3. «Экологический императив»: правильно то, что не нарушает существующее в природе равновесие.

4. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности.

4. Природа воспринимается как равноправный партнёр во взаимодействии с человеком.

5. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы.

5. Этические нормы и правила распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой.

6. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом – необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

6. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.

В настоящее время в общественном сознании преобладает антропоцентрическая установка. Экологическая этика, экологическая психология только формируются. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования, декларируя высокие гуманные цели, строилась в своей основе на антропоцентрической парадигме. В экологическом образовании объёмно представлено естественнонаучное содержание, но существенно отстаёт гуманитарное. Экологизация современного образования, проникновение экоцентрических идей во все сферы жизни, осознание непреходящей ценности природы для существования человека как целостного телесно-духовного существа, формирование обостренного восприятия кризисного состояния среды обитания, бережное отношение к культурному наследию человечества – вот необходимые условия предотвращения экологической катастрофы. «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило равнодушен и к своей стране… Убить человека биологически может несоблюдение биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии духовной».32

Таким образом, осуществление экоцентрической установки в отношениях человека с природой основывается на решении двух взаимосвязанных проблем – экологии внешней природы и экологии духовного мира самого человека. Сохранение гармонии и целостности во взаимождействии человека с природой основывается на подлинных духовно-нравственных ценностях и разумном потреблении. Истинными разумными потребностями являются те, что гарантируют духовное богатство личности, полноту ее жизни: потребности в познании, общении, творчестве не только «по законам красоты», но и «по законам добра». Необходим отказ от избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу. Без оптимизации потребления, без гармонии человеческих отношений, без внутренней целостности человека невозможно достичь гармонического отношения с природой.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Раскройте содержание понятия «природа» с культурологической точки зрения.

  2. Как рассматривается понятие «культура» при соотнесении его с понятием «природа»?

  3. В чем проявляется влияние природы на культуру?

  4. Каковы исторические типы отношения человека к природе?

  5. Какое отношение к природе характерно для восточного мировоззрения?

  6. Раскройте содержание понятия «экологическая проблема».

  7. Каковы социально-культурные причины современного экологического кризиса?

  8. В чем сущность понятия «экологическая культура»?

  9. Раскройте содержание понятия «антропоцентрическое экологическое сознание».

  10. Дайте сравнительную характеристику антропо- и экоцентрического сознания.

  11. Что означает отказ от иерархической картины мира с точки зрения экоцентрического сознания?

  12. Каковы мировоззренческие, духовные и социальные предпосылки выхода из экологического кризиса?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. В культурологии природой называется:

а) естественные условия существования человека;

б) материя;

в) Вселенная;

г) географическая среда обитания человека.

2. Объективной предпосылкой и источником культуры является:

а) практическая деятельность чело-века;

б) духовно-теоретическая деятельность человека;

в) природа;

г) географическая среда.

3. Какое суждение наиболее точно выражает взаимосвязь природного и культурного:

а) природа и культура – противоположные и взаимосвязанные сферы реальности;

б) природа и культура – формы бытия человека;

в) культура – преобразованная человеком природа.

4. Картина природы на первом историческом этапе взаимодействия с ней человека является:

а) антропоцентрической;

б) антропоморфной;

в) механистической;

г) теоцентрической.

5. «Прагматический императив» антропоцентрического сознания означает, что правильным отношением человека к природе является такое, которое:

а) содействует гармоническому развитию человека и природы;

б) полезно человеку;

в) сохраняет природу ради нее самой и тем самым ради людей;

г) не нарушает существующее в природе равновесие.

6. Какой признак характерен для экоцентрического экологического сознания:

а) человек – высшая ценность;

б) сохранение природной сферы для использования ее будущими поколениями;

в) отказ от иерархической картины мира;

г) природа – объект человеческой деятельности.

7. Отказ от иерархической картины мира как признак экологического сознания означает:

а) признание равнозначности всех уровней бытия;

б) признание единства всех уровней бытия;

в) признание однородности Вселенной;

г) отказ от принципа развития.