logo search
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Культура как текст. Текст и символ

Текст (лат. textum– ткань, сплетение) – система культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаково-символической форме. Поскольку любые явления культуры, созданные человеком обладают семиотическим содержанием, то есть являются носителями определенной информации как о самих себе, так и об обществе, времени, регионе, где они произведены, то в широком смысле слова культурными текстами выступают все явления культуры. Любое из них подготовленный специалист может «читать» как связанный и осмысленный текст.14

Истолкованием текстов, выявлением их смыслов занимается наука герменевтика, получившая развитие в период раннего христианства из практики толкования религиозных текстов. Традиции интерпретации текстов продолжает современная философская герменевтика.

Такой методологией всегда пользовались археологи, реконструируя найденные фрагменты объектов культуры до целостного представления о ней. Примерно такие же текстовые реконструкции обычаев и нравов издавна производили этнографы, а также историки и филологи-фольклористы, которые на материале литературных текстов древних источников воссоздали системные характеристики культуры исчезнувших народов.

Культуру или ее составляющие вне анализа текстуально-смысловых характеристик изучать нельзя, что следует из самого предмета культурологии (см. раздел I). Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя и не всегда вербальный.

Особым видом культурных текстов являются интеллектуальные и художественные произведения, прежде всего вербальные. Их содержание и смысл всегда шире непосредственного значения слов благодаря используемым в них знакам-символам. Символ обладает способностью в сжатом, свернутом виде сохранять значимые, большие тексты. Он пронизывает культуру вертикально, приходя из прошлого и уходя в будущее.

Память символа всегда древнее, чем память его несимволического окружения. Различные элементы культуры имеют различные временные периоды своего существования. Например, такой элемент как мода, постоянно меняется, а символы наиболее устойчивый элемент культуры. Являясь важнейшим механизмом памяти культуры, символы переносят тексты из одного пласта культуры в другой. Константные наборы символов в значительной мере берут на себе функцию механизма единства, осуществляя память культуры, не давая ей распасться на независимые друг от друга отделенные хронологические пласты.

Единство основных символов и длительность их культурного существования во многом определяет национальные и ареальные границы культуры. Следует вместе с тем отметить, что природа символа как механизма памяти культуры двойственна. С одной стороны, символ выступает как напоминание о вечных, древних ее основах, как послание других культурных эпох. С другой стороны, он активно коррелируется с данной культурой, изменяется под ее влиянием и сам ее изменяет. Смысловое содержание символа всегда шире его данной реализации. Он может вступать в самые неожиданные связи с тем или иным семиотическим окружением, меняя свою сущность и деформируя текстовое окружение. Новый опыт, рост знания, изменение исторической ситуации могут менять смысл символа и его восприятие. Так, например, свастика, символизирующая в Древней Индии единство всех начал, с изменением культурного контекста получила новое символическое содержание, приданное ей в условиях фашистской Германии.

С точки зрения возможности изменяться под влиянием новой социокультурной ситуации элементарные символы обладают бóльшей смысловой емкостью, чем сложные. Такие простые символы, как крест, круг или пентаграмма образуют ядро культуры и позволяют судить о символизирующей и не символизирующей ориентации культуры в целом. С этой способностью доминирующих символов той или иной культуры Ю.М. Лотман связывает и установку на прочтение текстов. Символизирующее прочтение текстов позволяет читать их как символы текста, которые в своем естественном контексте не рассчитаны на подобное восприятие. Десимволизирующее прочтение превращает символы в простые соображения. То, что при символизирующем прочтении выступает как символ, при десимволизирующем есть симптом. Лотман поясняет сущность этого различного прочтения. Десимволизирующее прочтение видит в том или ином человеке представителя класса, группы, который воплощает в своем лице основные их черты. При символизирующем прочтении люди и явления обыденной жизни воспринимаются как проявления бесконечного в конечном, за которым стоят не до конца осознанные силы, чья сущность остается не всегда раскрытой.

Многозначность смыслового характера символов очень ярко проявляется в религиозном искусстве. Так, у Феофана Грека «Христос Вседержитель» в Новгородском храме «Спасопреображения» внушает трепет и страх. Он трактуется художником как гарант социального порядка, воюющий с языческим хаосом. В конце XIII века в «Спасе Вседержителе» Иисус предстает как мудрый учитель и исповедник, помощник людям в их земных делах. В изображении Христа в Успенском Соборе Московского Кремля подчеркнута отрешенность Бога от сует, холодноватая красота и высокий ум. Такие сравнения можно продолжить. Исследователи иконописи связывают различные трактовки образа Христа с различными периодами истории и многочисленными культурными влияниями, под воздействием которых символ, сохраняя свои первозданный смысл, преобразуется в соответствии с конкретными условиями.

Сказанное позволяет сделать вывод, что расшифровка смысла символа зависит и от внутреннего состояния личности, его культуры, нравственной, эстетической воспитанности. Это не дается человеку от рождения: освоение символического языка осуществляется в процессе образования и воспитания, наличия культурной среды.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В чем заключаются эвристические возможности семантического подхода к исследованию культуры?

  2. Какова природа знака?

  3. Что представляют собой первичные и вторичные языки культуры?

  4. Что называется национальной самобытностью культуры?

  5. Что такое символ и в чем его отличия от знака?

  6. Какие функции в культуре выполняют символы?

  7. Как происходит истолкование символов?

  8. Что такое текст с точки зрения культурологии?

  9. Почему в широком смысле слова текстами выступают все явления культуры?

  10. Какова роль символа в тексте?

  11. В чем различие между символизирующим и десимволизирующим прочтением текста?

  12. В чем проявляется универсальность символизации?

  13. Какие символы – элементарные или сложные – обладают бóльшей смысловой емкостью?

  14. Раскройте многозначность смыслового содержания известных Вам символов.

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Природа знаков:

а) материальна;

б) материальна и идеальна одновременно;

в) идеальна.

2. С точки зрения семантического подхода социально-историческое развитие общества проявляется в изменении:

а) экономики;

б) политики;

в) языка;

г) техники.

3. Наиболее адекватным аналогом целостности культуры являются:

а) язык;

б) символ;

в) знак.

4. Символами могут выступать:

а) только вербальные знаки;

б) вербальные и невербальные знаки;

в) артефакты;

г) любые предметы.

5. Какое суждение наиболее точно определяет сущность символа:

а) знак особого ряда;

б) реальность, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;

в) знак, фиксирующий важную информацию;

г) многозначное понятие.

6. Наиболее устойчивым и определяющим элементом культуры является:

а) система символов;

б) невербальный язык;

в) естественный язык;

г) вторичные языки.

7. Специфичным для человеческого поведения являются:

а) использование информации;

б) способность к символизации;

в) оперирование знаками;

г) способность к игре.

8. В культурологии принято различать языки:

а) естественные, искусственные, вторичные;

б) естественные и искусственные;

в) первичные и вторичные.

9. Восприятие символа осуществляется через:

а) рациональное познание;

б) интуитивное познание;

в) эстетическое чувство;

г) все перечисленное.

10. Существование смысла символа только внутри человеческого сообщества свидетельствует о его (символе):

а) интуитивности;

б) рациональности;

в) диалогичности;

г) идеальности.