logo search
Степан / 1 курс 100700 / культурология / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Формы художественного сознания

Художественное развитие обладает собственной логикой, динамикой, будущим и не синонимично, а в лучшем случае, лишь параллельно истории. Искусство соответствует не столько характеру цивилизации и условиям жизни, сколько духу эпохи, ее идеалам. Механизм историко-художественного процесса связан с понятием художественного направления. Если вслед за Гегелем и Гумбольдтом признать существование некоего мирового «духа» или «духа» отдельных народов и эпох, изменяющихся во времени и пространстве, то направления и стили в искусстве будут своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную жизнь этого «духа». Так же как лицо – «зеркало души» отдельного человека, искусство – зеркало души своего народа и своего времени.

Художественное направление формируется из типичных для данной эпохи признаков и своеобразных способов художественного мышления, способов видения мира. В сложной и многообразной картине художественного развития присутствуют две главные тенденции, связанные со взаимодействием двух сторон человеческого сознания – рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Их взаимодействие и определяет тот или иной способ художественного мышления.

Рациональный архетип художественного мышления в искусстве наиболее характерно представлен классицизмом. Классицизм как тенденция художественного мышления постоянно присутствует в истории искусства (классицизм античной Греции и Рима, классицизм эпохи Ренессанса, французский классицизм XVII в. и классицизм просветительский, неоклассицизм XIX и начала XX вв.) Своеобразным антиподом классицизма, представляющим иррациональный архетип художественного сознания, стал романтизм, а с его распадом – символизм.

Взаимодействие названных архетипов является необходимым и достаточным для осуществления художественного мышления в непрерывном развитии, изменении и усложнении. Их сочетание и породит феномен полистилизма художественной деятельности, что подтверждает европейское искусство XIX–XXI веков, в котором отмеченные способы мышления, постоянно присутствуют и взаимодействуют.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа, то есть рационально идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды – в эпоху античной классики. Поэтому для классицизма Ренессанса, Просвещения характерна ориентация на формы античного искусства. Как стиль и направление классицизм занимал ведущие позиции в XVII–XVIII веках.

Основной эстетический постулат классицизма – верность природе, закономерной разумности мира с присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Для классицизма свойственна определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что проявилось в иерархии «высоких» и «низких» жанров, требовании «трех единств» (времени, места и действия) в драматургии. Главной темой классицизма XVII–XVIII вв. стал конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, в котором неизменно верх одерживает общественное над личным, долг над чувством.

К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Господствующим направлением в европейской культуре в это время становится реализм (от лат. realis – вещественный, действительный). Реализм как конкретно-историческое направление наиболее полно раскрыл свои черты в XIX веке. Возникновение и формирование реализма было обусловлено усложнением социальных структур, их многозначности и противоречивости. Реализм явился художественным выражением Нового времени, властно требовавшим расширения границ художественного воспроизведения действительности и ее исторического анализа.

Ведущие эстетические принципы реализма как творческого метода – это:

Реалисты отрицательно относились к устоям буржуазного общества своего времени, поэтому по своей идейной направленности реализм середины и второй половины XIX века был критическим реализмом. В настоящее время реалистическое искусство по-прежнему играет заметную роль в художественной жизни.

Значительным художественным явлением последней трети XIX века стал символизм (от греч. symbolon – знак). Отметим, что уже к середине века с распадом романтизма в европейской культуре определяющим становится децентрализованный тип художественной культуры, который характеризуется разнообразием стилей, художественных направлений.

Для символизма, возникшем в системе романтизма, характерно стремление к выражению художественного содержания посредством символа, поиск скрытых реальностей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Обращение к символам – одно из древних свойств человеческой культуры. Оно было присуще древним мифологиям, религиям, архаическому и средневековому искусству. Как самостоятельное направление в европейском искусстве появилось в 70-е годы во Франции, проявившись особенно заметно в поэзии. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение кризис общества, жизни и мысли, мироощущение эстетизма, отстаивавшего идею самоценности искусства и декадентства (от фр. decadent – упадочный). Сами поэты (С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо) объявляли себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, его «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике, рациональному мышлению. В России символизм представляли: в поэзии – В. Брюсов, А. Белый, В. Иванов, А. Блок; в живописи – М. Врубель; в музыке – А. Скрябин. В ряде стран он продолжал развиваться вплоть до первой мировой войны.

В XX веке в науке, технике, философии, во всей жизни общества происходят коренные перемены. Резко меняется и язык искусства.

Уже в начале XX века европейское искусство стало приобретать новые черты. Одним из первых их попытался проанализировать Н.А. Бердяев, который писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам».28

Разнообразные течения модернизма, как стали называть все проявления «нового» искусства, формировались в условиях острых, кризисных ситуаций, столь характерных для жизни общества и его культуры с XX века. Войны и революции, крушение империй, тоталитарных режимов, новые типы культуры, рождаемые технократической цивилизацией, резкое обострение социальных противоречий и, как следствие, разрушение традиционных связей между людьми, ощущение зыбкости почвы бытия, разочарование в прошлом и настоящем, неуверенность в будущем, отказ от традиционных ценностей культуры – вот эти процессы вполне закономерно порождали потребность в формировании новой художественной картины мира. И в искусстве модернизма и авангардизма ситуация «распада времени» находила свое естественное выражение.

В основе эстетики модернизма (от фр. moderne – современный) лежит представление об абсурдности бытия и необходимость выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Для модернизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыв с установившимися принципами и традициями, поиск новых, необычайных средств выражения формы и содержания произведений.

Модернизм во многом объединяет различные эстетические направления: футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм. По основным параметрам, характерным для любого направления – по творческому методу, определяющему принципы отбора жизненных явлений, пути их творческой интерпретации, по системам средств выразительности, по стилевым течениям, – модернизм противостоит реализму. Так, кубизм, возникший в первой четверти XX века, выдвинул главной целью искусства формальные эксперименты. Ему свойственно разложение сложных форм на простые (куб, конус, цилиндр) и реконструирование их на плоскости. Результатом такого конструирования явилась деформация образов реального мира. Родоначальником кубизма считается П. Пикассо (1881–1973). Другое течение модернизма – сюрреализм (сверхреализм) провозглашает источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом – разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм не отказывается от изображения объективного мира, но представляет его лишенным смысла. Главной чертой его стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность (С. Дали).

Наиболее радикально порывает с принципами реалистического искусства абстракционизм – течение, возникшее в 1910-х гг. и широко распространившееся в 40-е гг. XX столетия. Художники этого направления отрицают всякую изобразительность и отказываются от изображения предметного мира, поэтому абстракционизм называют беспредметничеством (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Р. Делоне).

Анализируя модернистское искусство XX века, Ортега-и-Гассет выдвинул любопытную гипотезу о самом общем законе развития мирового искусства. Согласно ему, искусство вслед за философией меняется в зависимости от изменений точки зрения художников на окружающий мир – от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира через его субъективное восприятие и изображение к господству чистых идей и абстракций как в восприятии, так и в творчестве. Иначе говоря, это движение от реализма, понимаемого как предельная верность натуре через импрессионизм как передачу лишь ощущений о ней, к современной, все более абстрактной живописи.29