logo search
История искусства и культуры II часть

§5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. В 1970-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать за пределы страны и объявить после этого предателем. В 1966 году Л.И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей - «очернительства» и «лакировки действительности». Однако именно приукрашивание жизни в СССР стало официально поддерживаемой линией в развитии литературы и искусства. В художественных произведениях этого периода отчетливо прослеживается отход от анализа наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого советского общества как неизменно успешное продвижение вреред, хотя и с трудностями, но всегда преодолеваемыми. Творческое содружество литературы и кинематографа позволило создать многотомные и многосерийные эпопеи. Такими масштабными произведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпопея о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю.Озерова. Правительство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой – новатор производства, открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве известный писатель-драматург А. Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех («Премия», «Протокол одного заседания»).

Популярностью и признанием общественности пользовались пьесы на историко-революционные темы: «Синие кони на красной траве», «Так победим!» М.Шатрова».

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей: «Обмен» (1969 год), «Предварительные итоги» (1970 год), «Другая жизнь» (1975 год); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 год), «Живи и помни» (1974 год), «Прощание с Матерой» (1976 год); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 год); В. П. Астафьев «Царь-рыба»(1976 год). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Ю.В.Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Писателями-деревенщиками называют Ф. Абрамова, В.Г.Распутина, В.И.Белова и В.П.Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

На Вологодской земле в 1960-1970 годы взросло творчество русского советского лирического поэта Николая Рубцова. Русский Север дал великому поэту главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», которая стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным»: «Тихая моя Родина», «Чудный месяц плывет над рекою», «Первый снег», «В минуты музыки печальной». На стихи Николая Рубцова написаны замечательные песни - «Букет», «В горнице моей светло».

Особое значение в культуре 1960–1970-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина, – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. Сборники рассказов «Там, вдали» (1968 год), «Характеры» (1973 год) и замечательные фильмы «Живет такой парень» (1964 од), «Печки-лавочки» (1973год), «Калина красная» (1973 год).

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 год) и «Последнее лето» (1970 год). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 год), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 год). Военной поре были посвящены правдивые книги В. Богомолова, В. Быкова.

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР. Известность, популярность и любовь советского народа приобрело в этот период творчество Владимира Высоцкого.

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына. В 1970-е годы А.И. Солженицын создает рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала А.И. Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 году Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

Уехать пришлось ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, однако творчество И.А. Бродского и сама его личность раздражали официальные круги. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого И.А. Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 году. Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки И.А. Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 году И.А. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.

В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции, среди них писатели: В. Аксенов «Остров Крым», «В поисках грустного беби», В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», поэт Н. Коржавин, бард А. Галич. Творчество «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Драматургия этого периода отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов: «Утиная охота» (1970 год), В. С. Розов «Ситуация» (1973 год), Г. И. Горин (Офштейн) «Забыть Герострата», «Тот самый Мюнхгаузен» (1972 год), А. М. Володин (Лифшиц) «Осенний марафон» (1979 год).