logo
История искусства и культуры II часть

§8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России

В этот период получило развитие творчество анимацинных фильмов. Студия анимационных фильмов «Кристмас Филмз» (Christmas Films) (отделившаяся часть бывшего «Союзмультфильма») была организована как совместное Советско-Американское предприятие в 1989 году, в канун Рождества Христова, что и определило её название. Практически все фильмы этой студии были созданы по заказу и при участии британских телекомпаний «BBC» и «S4C». За 10 лет было выпущено более 30 фильмов, различных по жанру и художественному решению. Это и трагедии Шекспира, и сказки народов мира, и Библейские притчи, и всемирно известные оперы. Многие из этих фильмов были награждены высокими призами престижных фестивалей, таких, как «Ammy» Американской Академии искусства телевидения, «Золотая маска» Британской Академии Киноискусств, Каннская пальмовая ветвь. С огромным успехом прошел в США фильм студии «The Miracle Maker» (рабочее название «Жизнь Христа»). Его показали на Пасху по каналу «ABC» (США) в самое дорогое эфирное время. После показа в течение первых нескольких дней редакция телеканала буквально была завалена письмами, факсами и сообщениями электронной почты с расспросами о создателях этого шедевра.

Студия «Кристмас Филмз» обладает как богатым творческим потенциалом, в лице одних из лучших режиссеров, художников, аниматоров Москвы (России), так и целым арсеналом современнейшей съемочной и компьютерной техники. Этот симбиоз техники и творчества позволил студии не только выжить в сложных условиях рыночных отношений, но и укрепить свое положение и на внутреннем и на внешнем рынках анимационной кино- и телепродукции.

Главный офис студии «Кристмас Филмз» находится неподалеку от ВВЦ. Здесь располагается администрация студии, бухгалтерия, группа компьютерной графики и спецэффектов и режиссерские группы, работающие над рисованными анимационными фильмами. Действует и филиал студии «Кристмас Филмз». Это несколько творческих групп, снимающих кукольные анимационные фильмы. Они располагаются на территории киностудии «Центрнаучфильм», что на Речном Вокзале, и занимают там несколько павильонов,

Интересная творческая деятельность в развитии анимационного искусства происходила в «Творческо-производственном объединении художественной мультипликации Свердловской киностудии», на базе которой в июне 2000 года родится Свердловская студия анимации «А-фильм» и станет Дочерним предприятием.

Производство мультипликационных фильмов на Свердловской киностудии осуществляется с 1973 года. Сначала это были кукольные и рисованные фильмы по мотивам бажовских сказов и сказок народов Севера, создаваемые режиссерами В. Фоминым, О. Николаевским, Г. Тургеневой, Н. Павловской и другими.

В 1982 году на студию пришли новые, молодые и талантливые режиссеры и художники, и направленность свердловской мультипликации изменилась. В этот период появились глубокие философские фильмы В. Петкевича («Ночь», «Как стать человеком», «Хранитель»), мягкие и лиричные – А. Караева («Кот в колпаке», «Жильцы старого дома», «Я вас слышу», «Как вам это понравится»). Простые и наивные, основанные на народном искусстве, картины О. Черкасовой («Кутх и мыши», «Бескрылый гусенок», «Дело прошлое»). Парадоксальные, сатирические - С. Айнутдинова («Аменция», «Аутизм», «Айнутдизм»). Также выполненные в своеобразной, уникальной технике – ожившей живописи, - фильмы А. Петрова («Корова», «Сон смешного человека»). Фильмы свердловских аниматоров все чаще стали появляться на экранах крупнейших международных кинофестивалей. В кинематографических кругах заговорили о новой школе Свердловской анимации.

В апреле 1989 года было создано самостоятельное «Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии». За эти годы фильмы ТПОХМСКа прошли по экранам многих кинофестивалей и получили более 70-ти призов и наград.

За фильмы, созданные в объединении, Государственной премией СССР и России в области искусства удостоены режиссеры: А. Караев, А. Петров, О. Черкасова, В. Фомин. Режиссеры А. Петров и А. Харитиди. Они же - номинанты премии Американской киноакадемии «Оскар». За фильм «Гагарин» режиссер А. Харитиди получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В объединении с каждым годом появляются новые имена режиссеров. В 1996-1997 годах дебютировали режиссеры А. Золотухин («Бабушка») и В. Ольшванг («Розовая кукла»), а также сняла свой дебют английская студентка Люси Ли (ф. «Птица становится птицей»), получившие призы на многих Международных кинофестивалях.

В 2000 г. фильм-дебют «Привет из Кисловодска» молодого режиссера Д. Геллера получил Гран-при на Российском кинофестивале «Таруса». В этом же году снят фильм режиссера П. Закревского «Тень» и «Дедованя», 1-й фильм нового сериала «На пасеке» режиссера В. Фомина.

Готовились для зрителя анимационные фильмы: «На пасеке». Фильм 2-й «Мы из сказки» - режиссер В. Фомин. «Фельдмаршал Пулькин». Фильм 1-й. – режиссер А. Караев. «Человек с Луны» (о Миклухе-Маклае) – режиссер О. Черкасова. «Про раков» - режиссер В. Ольшванг.

Кроме анимационных фильмов, за последние годы в объединении создано 20 номеров документальных киножурналов «Большой Урал» и более 15 короткометражных документальных фильмов.

В июле 2000г. закончено производство документально-публицистического фильма-пролога 16-серийного цикла «Оружие Державы», показанного на выставке «Expo Arms 2000». Заканчивается производство полнометражного художественного фильма «Рождение мастера» по сказам П. Бажова, и находится в производстве документальный фильм «Прошлое и настоящее Верхотурья».

Основной деятельностью студии «А-фильм» Дочернего предприятия Свердловской киностудии является производство художественной анимации. Однако это не единственное направление кинопроизводства студии, оно включает в себя также документальное и игровое кино.

В этот период объединение «Союзмультфильм» включают в свою деятельность восстановление фильмов

В 1992 г. компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон». В России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».

В обществе постоянно повышается интерес к анимационному творчеству. В связи с этим растет ответственность за тематическое содержание и качество анимационного фильма.

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более локального масштаба (например, «Мультиматограф», «Анимаграф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999год)).

Анимационным творчеством в России заняты крупнейшие студии: «Студия Пилот», «Студия Мельница», «Кинокомпания Мастер-фильм».

Следует отметить, что существует также множество студий, выпускающих по одному или два фильма в год.

Снияты и пользуются большой популярностью полнометражные мультфильмы (Алеша Попович и Тугарин Змей (2004г.), Особенный (2006г.), Князь Владимир (2006г.), Элька (2006г.).

Необходимо отметить, что отечественная мультипликация за год выдает отснятых фильмов, экранное время которых составляет около 20 часов. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300-400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом.

Музыка в мультфильме играет огромную роль и несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку.

Советские мультфильмы 1970-х годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной студии электронной музыки (город Москва, основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Шандор Каллош.

Другими известными композиторами, создавшими музыку для мультфильмов, были: Геннадий Гладков (музыкальные фильмы «Бременские музыканты», «Голубой щенок»), Михаил Меерович, Владимир Шаинский, Александр Зацепин. Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева.