§8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
В этот период получило развитие творчество анимацинных фильмов. Студия анимационных фильмов «Кристмас Филмз» (Christmas Films) (отделившаяся часть бывшего «Союзмультфильма») была организована как совместное Советско-Американское предприятие в 1989 году, в канун Рождества Христова, что и определило её название. Практически все фильмы этой студии были созданы по заказу и при участии британских телекомпаний «BBC» и «S4C». За 10 лет было выпущено более 30 фильмов, различных по жанру и художественному решению. Это и трагедии Шекспира, и сказки народов мира, и Библейские притчи, и всемирно известные оперы. Многие из этих фильмов были награждены высокими призами престижных фестивалей, таких, как «Ammy» Американской Академии искусства телевидения, «Золотая маска» Британской Академии Киноискусств, Каннская пальмовая ветвь. С огромным успехом прошел в США фильм студии «The Miracle Maker» (рабочее название «Жизнь Христа»). Его показали на Пасху по каналу «ABC» (США) в самое дорогое эфирное время. После показа в течение первых нескольких дней редакция телеканала буквально была завалена письмами, факсами и сообщениями электронной почты с расспросами о создателях этого шедевра.
Студия «Кристмас Филмз» обладает как богатым творческим потенциалом, в лице одних из лучших режиссеров, художников, аниматоров Москвы (России), так и целым арсеналом современнейшей съемочной и компьютерной техники. Этот симбиоз техники и творчества позволил студии не только выжить в сложных условиях рыночных отношений, но и укрепить свое положение и на внутреннем и на внешнем рынках анимационной кино- и телепродукции.
Главный офис студии «Кристмас Филмз» находится неподалеку от ВВЦ. Здесь располагается администрация студии, бухгалтерия, группа компьютерной графики и спецэффектов и режиссерские группы, работающие над рисованными анимационными фильмами. Действует и филиал студии «Кристмас Филмз». Это несколько творческих групп, снимающих кукольные анимационные фильмы. Они располагаются на территории киностудии «Центрнаучфильм», что на Речном Вокзале, и занимают там несколько павильонов,
Интересная творческая деятельность в развитии анимационного искусства происходила в «Творческо-производственном объединении художественной мультипликации Свердловской киностудии», на базе которой в июне 2000 года родится Свердловская студия анимации «А-фильм» и станет Дочерним предприятием.
Производство мультипликационных фильмов на Свердловской киностудии осуществляется с 1973 года. Сначала это были кукольные и рисованные фильмы по мотивам бажовских сказов и сказок народов Севера, создаваемые режиссерами В. Фоминым, О. Николаевским, Г. Тургеневой, Н. Павловской и другими.
В 1982 году на студию пришли новые, молодые и талантливые режиссеры и художники, и направленность свердловской мультипликации изменилась. В этот период появились глубокие философские фильмы В. Петкевича («Ночь», «Как стать человеком», «Хранитель»), мягкие и лиричные – А. Караева («Кот в колпаке», «Жильцы старого дома», «Я вас слышу», «Как вам это понравится»). Простые и наивные, основанные на народном искусстве, картины О. Черкасовой («Кутх и мыши», «Бескрылый гусенок», «Дело прошлое»). Парадоксальные, сатирические - С. Айнутдинова («Аменция», «Аутизм», «Айнутдизм»). Также выполненные в своеобразной, уникальной технике – ожившей живописи, - фильмы А. Петрова («Корова», «Сон смешного человека»). Фильмы свердловских аниматоров все чаще стали появляться на экранах крупнейших международных кинофестивалей. В кинематографических кругах заговорили о новой школе Свердловской анимации.
В апреле 1989 года было создано самостоятельное «Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии». За эти годы фильмы ТПОХМСКа прошли по экранам многих кинофестивалей и получили более 70-ти призов и наград.
За фильмы, созданные в объединении, Государственной премией СССР и России в области искусства удостоены режиссеры: А. Караев, А. Петров, О. Черкасова, В. Фомин. Режиссеры А. Петров и А. Харитиди. Они же - номинанты премии Американской киноакадемии «Оскар». За фильм «Гагарин» режиссер А. Харитиди получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В объединении с каждым годом появляются новые имена режиссеров. В 1996-1997 годах дебютировали режиссеры А. Золотухин («Бабушка») и В. Ольшванг («Розовая кукла»), а также сняла свой дебют английская студентка Люси Ли (ф. «Птица становится птицей»), получившие призы на многих Международных кинофестивалях.
В 2000 г. фильм-дебют «Привет из Кисловодска» молодого режиссера Д. Геллера получил Гран-при на Российском кинофестивале «Таруса». В этом же году снят фильм режиссера П. Закревского «Тень» и «Дедованя», 1-й фильм нового сериала «На пасеке» режиссера В. Фомина.
Готовились для зрителя анимационные фильмы: «На пасеке». Фильм 2-й «Мы из сказки» - режиссер В. Фомин. «Фельдмаршал Пулькин». Фильм 1-й. – режиссер А. Караев. «Человек с Луны» (о Миклухе-Маклае) – режиссер О. Черкасова. «Про раков» - режиссер В. Ольшванг.
Кроме анимационных фильмов, за последние годы в объединении создано 20 номеров документальных киножурналов «Большой Урал» и более 15 короткометражных документальных фильмов.
В июле 2000г. закончено производство документально-публицистического фильма-пролога 16-серийного цикла «Оружие Державы», показанного на выставке «Expo Arms 2000». Заканчивается производство полнометражного художественного фильма «Рождение мастера» по сказам П. Бажова, и находится в производстве документальный фильм «Прошлое и настоящее Верхотурья».
Основной деятельностью студии «А-фильм» Дочернего предприятия Свердловской киностудии является производство художественной анимации. Однако это не единственное направление кинопроизводства студии, оно включает в себя также документальное и игровое кино.
В этот период объединение «Союзмультфильм» включают в свою деятельность восстановление фильмов
В 1992 г. компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон». В России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».
В обществе постоянно повышается интерес к анимационному творчеству. В связи с этим растет ответственность за тематическое содержание и качество анимационного фильма.
В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более локального масштаба (например, «Мультиматограф», «Анимаграф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999год)).
Анимационным творчеством в России заняты крупнейшие студии: «Студия Пилот», «Студия Мельница», «Кинокомпания Мастер-фильм».
Следует отметить, что существует также множество студий, выпускающих по одному или два фильма в год.
Снияты и пользуются большой популярностью полнометражные мультфильмы (Алеша Попович и Тугарин Змей (2004г.), Особенный (2006г.), Князь Владимир (2006г.), Элька (2006г.).
Необходимо отметить, что отечественная мультипликация за год выдает отснятых фильмов, экранное время которых составляет около 20 часов. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300-400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом.
Музыка в мультфильме играет огромную роль и несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку.
Советские мультфильмы 1970-х годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной студии электронной музыки (город Москва, основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Шандор Каллош.
Другими известными композиторами, создавшими музыку для мультфильмов, были: Геннадий Гладков (музыкальные фильмы «Бременские музыканты», «Голубой щенок»), Михаил Меерович, Владимир Шаинский, Александр Зацепин. Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России