logo
История искусства и культуры II часть

§4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века

Во второй половине ХУШ века в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм, идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Литература теряет прежний анонимный характер, появляются профессиональные писатели.

Эстетика классицизма установила иерархию жанров: - это «высокий» (трагедия, эпопея, ода) и «низкий» (комедия, сатира, басня). В стиле классицизма в литературе творили М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, А.Д.Кантемир, Я.Б.Княжнин, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г.Р.Державин. Его оды «Фемида», «Вельможа» и другие проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож. Оды несут в себе гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Г.Р.Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, в развитии родного языка.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Крестьянская жизнь была отражена в произведении «Плач холопов». Это сочинение появилось среди крепостных крестьян в 1767-1768гг., накануне крестьянской войны, в Российской истории – это Пугачевское восстание (1773-1775гг.), с описанием бесправного положения крепостного крестьянства. В этот период появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Стиль классицизм воплотился в творчестве Сумарокова Александра Петровича (1717-1777гг.) – это множество лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. А.П.Сумароков признан создателем репертуара русского театра. Писатель по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в государстве, а крепостное право незыблемым институтом в русской жизни. Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Герои комедий А.П. Сумарокова либо добродетельны, либо отталкивающе безобразны. Такими качествами наделены герои трагедии «Дмитрий Самозванец». Следует отметить, что как положительные, так и отрицательные герои трагедий А.П. Сумарокова выглядят не живыми людьми, а резонёрами, изъясняющимися тяжёлым языком. Комедии А.П. Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков («Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.).

В этот период начинает оформляться художественно-реалистический стиль. Здесь самый крупный след оставил Фонвизин Денис Иванович (1745-1792гг.) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Значение комедий Д.И. Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки существующего общества. Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность настолько велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые выражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости» и др.).

Необходимо отметить, что в этот период получает развитие направление сентиментализма. В произведениях этого направления показывают чувства рядового человека. В психологических романах и повестях сентименталисты изображают интимную жизнь, семейный быт. В этих произведениях герои уходят от общественной действительности, уединяются от проблем в мир природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни, где барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Следует отметить, что у сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и дворяне.

Самым крупным представителем сентиментализма был Карамзин Николай Михайлович (1766-1828гг.), а самое значительное его произведение в направлении сентиментализм - «Бедная Лиза».