logo
История искусства и культуры II часть

§7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Политика руководства живописью брежневского периода также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Художник Михаил Рогинский своим творчеством создает «Энциклопедию коммунальной жизни». Характерной для его творчества является серия «Кафель» - символ расчерченного, регламентированного существования. Иногда М. Рогинский включал в картину надписи «Чайник» (1965 год), «Штаны» (1966 год). Художник первым среди отечественных художников стал создавать «объекты», которые имели вид и форму настоящих вещей: «Дверь» (1965 год). Виталий Комар и Александр Меламид первую совместную работу создали в 1965 году, а окончательно стали работать вместе в 1972 году. В.Комар и А.Меламид написали свой двойной портрет в стиле клубных плакатов с упрощенной цветовой раскладкой и наличием советской символики. В 1973 году художники создают работу «Рай», представляющую собой комнату, где стены окрашены черным цветом, в которой находятся живописные и графические работы, сделанные в разных стилях. Художники Лев Кропивницкий и Олег Целков в период «оттепели» являются представителями отечественного экспрессионизма.

Иносказанием и усложненной метафоричностью наполнено творчество Владимира Вейсберга и Дмитрия Краснопевцева. В 1976 году создается группа «Коллективные действия», в 1978 году начинает проводить перфомансы группа «Гнездо»

Среди наиболее заметных событий, связанных с выставочной деятельностью участников неформальных художественных объединений, была получившая название «Бульдозерная выставка». Так 15 сентября 1974 года в Москве в Беляево милицией с помощью техники была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой участие приняли те же самые авангардисты.

Огромную популярность в конце 1970-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

В 1970-е годы многие представители неформального искусства были вынуждены эмигрировать. Необходимо отметить отечественных художников, представителей концептуализма, кто на Западе стал частью общемирового художественного процесса: Илья Кабаков, Эрих Булатов, Олег Васильев, Борис Заборов.