logo
История искусства и культуры II часть

§9. Музыка XVIII столетия

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных праздниках, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового «государства Российского» настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия «панегирических», или «виватных», кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки, стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра I музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стал доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве как самого М.В.Ломоносова, так и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова. В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов; исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как Пашкевич Василий Алексеевич (можно встретить Паскевич) (1742-1797 гг.). В 1772 году в санктпетербургском Эрмитажном театре была поставлена опера В.А. Пашкевича «Несчастье от любви» - либретто Княжнина Якова Борисовича (1742-1791гг.) — известного русского драматурга екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, Я.Б. Княжнин получил образование в гимназии при Академии наук; изучил и владел французским, немецким и итальянским языками. Далее, в сотрудничестве с итальянскими композиторами Сарти и Каноббио В.А. Пашкевич написал музыку к пьесе императрицы Екатерины II «Начальное управление Олега», поставленной 3 сентября 1794 года на сцене Эрмитажа. Это было «большое историческое представление в 5 действиях, с хорами, свадебными песнями, игрищами и балетами». С этой оперой связано событие в нотоиздательском деле: её партитура – первая, напечатанная в России (1791г.). В 1804 году на сцене Эрмитажа была поставлена опера В.А. Пашкевича «Два Антона».

Выдающимся русским композитором второй половины XVIII века стал Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804гг.) - русский скрипач, композитор, дирижер, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х годов он является камер-музыкантом при дворе в Санкт-Петербурге. Он становится основоположником русской скрипичной школы и является крупнейшим виртуозом второй половины XVIII века. И.Е. Хандошкин славится как импровизатор и исполнитель русских народных песен. И.Е. Хандошкин играл также на семиструнной гитаре и балалайке. Композитор является автором многочисленных сочинений для скрипки, для альта, фортепиано, гитары, оркестра. Значительная часть сочинений композитора утеряна. Скрипичные произведения способствовали становлению русского концертного инструментального стиля. И.Е. Хандошкин создал жанр скрипичной музыки – «Русские песни с вариациями» (первый сборник издан в 1783 г.).

В этот период творил Матинский Михаил Алексеевич (1750-1820гг.), писатель и композитор XVIII века, он был крепостным человеком графа Ягужинского. Композитор родился в селе Покровском Звенигородского уезда, своё научное и музыкальное образование получил сначала в России, а потом за границей. Он был преподавателемСмольного института, где проявлял разностороннюю деятельность: писал книги по математике, художественной критике, переводил басни, сказки, сочинял комедии, песни и оперы, имевшие большой интерес у публики: «Паша турецкий в Италии» (1785г.), «Санктпетербургский Гостиный двор» (1791г.). Последняя опера пользовалась особым успехом у современников и в Петербурге, и в Москве. Как писатель М.А. Матинский известен следующими своими трудами: «Описание различных мер и весов разных государств» (СПб., 1779 г.), «Начальные основания геометрии» (СПб., 1798г.), «Сокращение всеобщей географии» (СПб.,1800г.).

В ряду замечательных российских композиторских имён стоит плодовитый оперный композитор Фомин Евстигней Ипатович (1761-1800гг.), родиной которого является Санкт-Петербург. Отцом его был канонир Тобольского пехотного полка. Е.И. Фомин написал оперу «Анюта» (1772 г.), в которой раскрывался народный быт, опера содержала сатиру на насилия и несправедливость. Эта опера имела большой успех у публики. В 1777 году Е.И. Фомин пишет оперу «Добрая девка», затем «Перерождение», которая была поставлена в Москве, а музыкальной основой для оперы послужили мелодии русских народных песен. В 1779 году композитором написана популярнейшая из русских опер XVIII века «Мельник – колдун, обманщик и сват» на либретто А.О. Аблесимова, которая была поставлена в этом же году в Москве. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783гг.) - поэт, драматург, журналист, происходил из небогатой дворянской семьи. А.О. Аблесимов получил домашнее образование. В 1751 году был зачислен в военную службу, с 1758 по 1766 год служил в армии сначала солдатом, затем сержантом и прапорщиком. В 1767 году стал членом Комиссии нового Уложения, в которой разрабатывались проекты государственных законов. Здесь он сблизился с литераторами М.И. Поповым, В.И. Майковым и Н.И. Новиковым. В 1770 году А.О. Аблесимов снова поступил на военную службу, окончательно вышел в отставку в 1772 году и поселился в Москве, где служил мелким чиновником и занимался литературным творчеством. Затем Е.И. Фомин пишет оперу «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия», поставленную в Москве в 1784 году. В музыкальном творчестве Е.И. Фомина отображен былинный эпос в опере «Новгородский богатырь Василий Боеславич», либретто для которой было написано Екатериной II, а сама опера была поставлена в Эрмитажном театре в 1786 году. Также Е.И. Фомину принадлежат оперы: «Ямщики на подставе» (1787 г.), «Вечерники, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Американцы» (1788г.), «Колдун, ворожея и сваха» (1791г.). В 1791 году композитор создаёт оперу «Федул с детьми», либретто к которой пишет императрица Екатерина II. В 1800 году создаёт оперу «Клорида и Милон». Сейчас в сохранности насчитывается 12 опер Е.И. Фомина, на самом же деле при жизни композитор написал их гораздо больше.

Необходимо рассмотреть творчество великого русского композитора, творившего в области духовной и оперной музыки - Березовского Максима Созонтовича (1745-1777гг.). Композитор писал церковную музыку. Благодаря своему прекрасному голосу он был приглашен в Санкт-Петербург из Киевской духовной академии и был определён в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа. В 1765 году М.С. Березовский был послан для совершенствования за казённый счёт в Болонскую академию. Талант М.С. Березовского и его музыкальные успехи сделали его популярным в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали его своим почётным членом, а Болонская академия написала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. В Италии композитор написал на текст Метастазио оперу «Демофон» (1773г.), которая была поставлена в Ливорно и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. В 1774 году М.С. Березовский возвратился в Санкт-Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение трёх лет он не получал никакого определённого назначения. Неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды сильно повлияли на композитора. М.С. Березовский, оскорблённый, униженный, терпя бедность и нужду, в 1777 году заболел и в одном из припадков покончил жизнь самоубийством. Замечательной и выдающейся в области духовной музыкальной деятельности была роль Бортнянского Дмитрия Степановича (1751-1825гг.), Козловского Осипа Антоновича (1757-1831гг.), Дегтярёва Степана Аникеевича (1766-1813гг.), Веделя Артемия Лукьяновича (1767-1808гг.). Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей. Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Д.И.Фонвизина, Я.Б. Княжнина, В.В.Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра. Наряду с городскими «вольными» театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. Театр Н.П. Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные «новинки» - комические оперы французских и итальянских композиторов. В главных ролях крепостного театра блистала знаменитая «первая певица» шереметьевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (1768-1803гг.), сценическое имя - Параша Жемчугова, чье имя вошло в народные предания, и было овеяно легендарной славой. Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности. Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры.

Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии, и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Опера XVIII века. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера – синтез многих искусств в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию, и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности. Русская опера XVIII века - прежде всего - это реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых. Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку, содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику. Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.