§1. Российские правители первой половины XVIII века
Петр I Великий (1682-1725 гг.). Царь Пётр Алексеевич принадлежал к числу гениев. Духовные силы его были необыкновенны: быстрый всёохватывающий ум, железная воля и непрерывный труд. До десяти лет Пётр проходил древнерусскую, почти церковную школу. С 10 лет он делается свидетелем кровавых событий стрелецкого мятежа. Интриги Софии-правительницы гонят его из Кремлёвского дворца. Юный Пётр ведёт чрезвычайно насыщенную жизнь, занимается математическими и техническими науками, а также знакомится с жизнью и бытом дворцовых сёл. Своё образование Петр 1 заканчивает за границей. Он много видел и многому научился от других. Пётр верил в великое будущее России и вкладывал много сил в развитие науки, культуры и искусства. Пётр взял у турок крепость Азов. В 1700 году в союзе с Данией и Польшей Пётр I начал Северную войну против Швеции. Однако первые военные действия русских против шведов, которые сражались под руководством молодого, талантливого и смелого короля Карла XII, были неудачны и окончились крупным поражением русских войск при Нарве. Затем Петр I проанализировал допущенные ошибки и начал неутомимую подготовку новых полков для борьбы с неприятелем. Шведы начали терпеть от русских поражения. Пётр взял в Ингрии шведскую крепость Нотебург, древний Орешек, переименовав её в Шлиссельбург и в 1703 году на берегах Невы основал новую столицу Санкт-Петербург, а на острове Котлине заложил крепость Кронштадт. Основанием Санкт-Петербурга Пётр I создавал сильную крепость, которая обеспечивала России выход в Балтийское море. Родившаяся столица была удобным портом, к которому стягивалось много торговых путей с русского севера и из центра. Новая столица облегчала взаимоотношения с Западной Европой. Однако Карл XII, покорив Польшу и воспользовавшись помощью изменника гетмана малороссийского Мазепы, быстро двинулся в Малороссию и в 1709 году осадил город Полтаву. Полтавский бой закончился победой русской армии, полным торжеством Петра I. Карл XII бежал в Турцию и затем своими действиями пытался спровоцировать напряженность в политических отношениях между Россией и Турцией, чтобы развязать войну. В 1710 году Турция объявила России войну. В Москве в Успенском соборе 25 февраля 1711 году в присутствии Петра I было объявлено о начале войны с Турцией. Прутский поход и дальнейшие военные действия оказались тяжелыми как для русской армии, так и для турецкой. Благодаря вице-канцлеру Петру Павловичу Шафирову 11 июля 1711 года был подписан мир между Россией и Турцией, по которому Россия должна была отказаться от Азова. Пётр I тяжело переживал неудачу Прутского похода и сделал вывод, что многочисленные победы русского оружия притупили его бдительность, также породили излишнюю беспечность военачальников. Такие выводы дали Петру I мысль о необходимости усилить армию боеспособной кавалерией, обеспечить её постоянным продовольствием и фуражом, чтобы одержать победу в продолжавшейся 21 год Северной войне. Для России она стала успешной и закончилась Ништатским миром, по которому Швеция отказывалась от Ливонии, Эстонии, Ингрии и части Финляндии с городом Выборгом. Петру I поднесён был титул Императора Всероссийского.
Из внутренних преобразований Петра I следует отметить уничтожение патриаршества в 1700 году и передача управления всеми церковными делами в руки «местоблюстителя патриаршаго престола», а с 1721 года Святейшего Синода; в 1711 году, вместо прежней Боярской Думы было установлено Учреждение Правительствующего Сената; затем были созданы коллегии вместо «приказов» по каждой отдельной отрасли государственного управления; было проведено преобразование сословий; произведено разделение государства на 12 губерний и учреждение надворных судов в важнейших городах России; также проведена организация государственных специальных школ и училищ; в России были созданы регулярные войска. Пётр Великий постоянно заботился о развитии русской торговли и промышленности, о прекращении затворничества женщин, о смягчении нравов общества, об улучшении быта низших слоёв народа. Пётр Великий обладал замечательным умением выбирать своих сподвижников, таких, как Меншиков, Шереметьев, Долгорукий, братья Голицыны, Куракин, Матвеев, Шафиров, Ягужинский, а среди иностранцев: Остерман, Брюс, Миних и др. Сын Петра I от первой его жены Лопухиной царевич Алексей за явное отвращение к преобразованиям Великого отца, был отдан самим Императором под суд. Царевичу был вынесен смертный приговор. От второго брака Петра с Екатериной Алексеевной родились две дочери: Анна и Елизавета. Пётр умер, простудившись при спасении тонущих солдат, и назван народом – Великий.
Екатерина I (1725-1727гг.). Пётр Великий не оставил завещания. Престол перешёл к его супруге Екатерине не без борьбы между разными партиями. Екатерина I открыла в 1726 году Академию Наук, отправила Беринга в кругосветное путешествие. Императрица по желанию Меншикова и других своих сторонников учредила Верховный Тайный Совет. Следует отметить, что Меншиков захватил в свои руки правительственную власть и уговорил Императрицу назначить наследником – царевича Петра Алексеевича, сына царевича Алексея Петровича, и разрешить ему, по достижении совершеннолетия, вступить в брак с дочерью Меншикова, княжною Марией. На время малолетства царевича Петра правителем государства назначен был Меншиков.
Пётр II (1727-1730гг.) Пётр II Алексееевич (1715- 1730 гг.) - российский император, сменивший на престоле Екатерину I. Пётр II был Внуком Петра I, сыном царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии. Вступил на престол 6 (17) мая 1727 года, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр II не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения – семьи Долгоруковых. Пётру II мало пришлось быть царём. Всё время своего царствования он постоянно был под чужим влиянием. В этот период выдвинулись Долгорукие. Был свергнут, лишен всего и отправлен в Сибирь Меншиков и его семья. Долгорукие для усиления своего влияния забавами и увеселениями старались отвлечь юного императора от нужных занятий и дел, имея в планах женить его на княжне Е.А. Долгорукой, но этому намерению помешала ранняя смерть Петра II от оспы.
Анна Иоанновна (1730-1740гг.). Верховный Тайный Совет задумал ограничить самодержавие и решил выбрать правительницей дочь царя Иоанна Алексеевича, вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоановну, но она короновалась самодержавной Императрицей, после чего Верховный Тайный Совет был уничтожен и заменён равным по значению Кабинетом. Руские вельможи уступили место курляндцу Бирону и немцам Миниху и Остерману. Управление было жестоко и бедственно для России: при малейшем неудовольствии раздавалось «слово и дело», а роптавших пытали, казнили или ссылали. В 1733 году Россия вмешалась в дела Польши, и эта война стоила больших жертв, так как Персии были возвращены области, завоёванные ещё при Петре I. Из внутренних распоряжений Анны Иоанновны следует отметить: ограничение срока службы для дворян 25 годами, уничтожение закона о единонаследии, основание в Петербурге кадетского корпуса, увеличение гвардии Измайловским и Конным полками. Анна Иоанновна перед кончиной назначила наследником престола младенца Иоанна Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а Бирона утвердила регентом государства. Бирон вскоре был свергнут, а правительницей объявлена Анна Леопольдовна, совершенно неспособная к управлению государством.
Иван Антонович - Иван VI (1740-1741гг.). В октябре 1740 года Анна Иоановна умерла. Согласно завещанию императором был провозглашён внучатый племянник Анны, двухмесячный младенец Иван Антонович, а регентом – герцог Э.И. Бирон. Родители младенца – отец Антон-Ульрих, герцог Брауншвейгский, и мать Анна Леопольдовна, герцогиня Брауншвейг-Мекленбургская, - были отстранены от власти. На высоту власти вознёсся Бирон. Однако им были недовольны все: и русские , и немцы. 8 ноября 1740 года опираясь на отряд из 80 гвардейских гренадеров, фельдмаршал Б.Х. Миних сверг Бирона. Правительницей стала Анна Леопольдовна. Самому Миниху почти не удалось воспользоваться плодами победы, в марте 1741 года он был отправлен в отставку. Ведущая роль в правительстве перешла к профессиональному придворному вице-канцлеру А.И. Остерману. Авторитет правительственной власти, ставшей игрушкой в руках интриганов, резко падал. В ночь на 25 ноября 1741 года гренадерская рота Преображенского полка во главе с цесаревной вступила во дворец. Представители Брауншвейгской фамилии были арестованы. На престол вступила Елизавета Петровна Романова. Дворцовый переворот 1741 года носил антинемецкий, патриотический характер.
Елизавета Петровна (1741-1761гг.). Правлением Анны Леопольдовны было много недовольных. Гвардия совершила переворот и провозгласила Императрицей дочь Петра Великого – Цесаревну Елизавету. Наследником её, с целью упрочения престола в потомстве Петра Великого, был назначен сын Анны Петровны, Пётр Фёдорович. При Елизавете Россия вела две войны: шведскую, ещё её называли семилетней. Война со Швецией закончилась миром в Або в 1743 году, по которому к России была присоединена часть Финляндии до реки Кюмени. Принимая участие в семилетней (Австрия и Франция – с Пруссией) войне, Елизавета Петровна, в лице своих полководцев, сильно стеснила короля прусского Фридриха II, но смерть Императрицы послужила причиной прекращения дальнейших военных действий против Пруссии. Из внутренних преобразований Императрицы Елизаветы Петровны в России важнейшим является уничтожение Кабинета. Императрица вернула Сенату его прежнее значение. Она же восстановила Главный Магистрат. В 1744 году был издан указ об отмене смертной казни за уголовные преступления. Было проведено разделение России на пять рекрутских округов, что установило порядок рекрутских наборов. Важным было учреждение в 1754 году первых в России заёмных банков для дворян и купцов. Торжественно был открыт в 1755 году по плану М.В. Ломоносова первый университет в Москве, а в 1756 году основан первый театр. Усердными сподвижниками Императрицы в проведении в жизнь разумных реформ были графы Пётр и Иван Шуваловы.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России