logo
История искусства и культуры II часть

§7. Скульптура петровской эпохи

Скульптура явилась новым жанром изобразительного искусства, появившимся в связи с усилившимся процессом обмирщения и гуманизации культуры. Уже в этот период получают распространение все виды скульптурного искусства: скульптурные портреты, триумфальные арки, ворота, украшенные скульптурой, садово-парковая скульптура. Особо следует отметить, что в этот период развивается монументально-декоративная пластика: рельефы, горельефы и барельефы. Прекрасными памятниками этого периода являются барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге, созданные немецким мастером А.Шлютером. Андреас Шлютер (1660-1714гг) родился 20 мая 1660 года в Данциге (Гданьске) в семье скульптора. Начинал он своё обучение у скульптора Д. Заповиуса, заканчивал в Голландии, где увлёкся архитектурным стилем барокко. Сначала А.Шлютер работал скульптором, но с 1681 года занимался интерьерами при дворе польского короля Яна Собесского. В 1694 году Андреас Шлютер по приглашению курфюрста Фридриха III переехал в Германию, где стал придворным скульптором. Одновременно он преподавал в берлинской Академии художеств, а в 1702-1704 годах был её директором. Андреас Шлютер является автором немецкого барокко. Время его пребывания в Германии - расцвет деятельности зодчего. Вместе с тем, прусский король мало занимался архитектурой. После обрушения спроектированной А.Шлютером Монетной башни зодчий впал в немилость. Поэтому Андреас Шлютер без долгих колебаний принял предложение переехать в Россию. Петру I А. Шлютера рекомендовал немецкий философ Г. В. Лейбниц. Договор о переходе на службу в России Андреас Шлютер подписал 1 мая 1713 года (со стороны России договор подписал Яков Брюс). Пётр I оказался рад приезду знаменитого архитектора и тут же назначил его баудиректором, то есть главным архитектором Санкт-Петербурга. Жалование Андреаса Шлютера составило 5000 рублей в год. На А. Шлютера Пётр I возлагал большие надежды. Архитектора поселили в Летнем дворце, только что построенном Доменико Трезини. А.Шлютер занимался художественной отделкой дворца, создал 28 терракотовых барельефов на фасаде здания. По рекомендации Андреаса Шлютера ему в помощь в Россию были приглашены И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови, ранее работавшие с ним в Берлине. Петр I поручал архитектору в основном составление общих планов и проектов, по которым работали уже другие зодчие. В Летнем саду по проектам А.Шлютера были созданы Большая оранжерея и Грот. Обе эти постройки до сего дня не сохранились. Андреас Шлютер составлял проекты, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа, в частности дворец Монплезир. Он же занимался оформлением интерьеров во дворце Меншикова, строительством в Ораниенбауме, Кикиных палат в Санкт-Петербурге. Андреас Шлютер является автором убранства знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе. Украшения стен из янтаря архитектор создал, ещё работая в Германии для короля Фридриха I. В 1713 году Янтарную комнату увидел Пётр I, а в 1716 году она была подарена королём Фридрихом-Вильгельмом русскому царю. А.Шлютер проработал в России всего год.

Андреас Шлютер умер 20 июня 1714 год из-за тифа. Похоронили архитектора в Санкт-Петербурге на иноверческом кладбище близ Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

Следует отметить, что в первой четверти XVIII века наиболее характерным для этого вида искусства являлся стиль барокко. В этом стиле успешно творил скульптор К.Б. Растрелли (отец архитектора Б.Ф. Растрелли). Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744гг.) итальянский скульптор родился во Флоренции, в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Получил образование на родине, а затем работал преимущественно во Франции, где купил себе графский титул. После кратких переговоров с Зотовым, российским представителем в Париже, К.Б. Растрелли был принят 1 мая 1715 года на русскую службу. По договору он должен был «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет». 24 марта 1716 года сорокалетний Б.К.Растрелли прибыл в Петербург и оставался здесь до конца своей жизни. Вначале К.Б. Растрелли занимался проектом планировки Васильевского острова и парка в Стрельне. Он также отделывал интерьеры Монплезира, второго Зимнего дворца, особняков П.П. Шафирова, Ф.М. Апраксина и Д.А. Кантемира. Б.К. Растрелли внес существенный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные работы, в том числе в украшение петергофского Большого каскада. Позднее К.Б. Растрелли фактически сосредоточил свое творчество в области скульптуры портретного жанра. Портреты стали самой значительной частью в его наследии. Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в растреллевских произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели. Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. В 1719 году он сделал маску Петра I, которая послужила затем прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729гг.). В облике царя отражены ум, воля и энергия. Перед зрителем предстает не просто значительная личность, а государственный деятель исключительного масштаба. В связи со смертью императора К.Б. Растрелли создал «Восковую персону» Петра I (1725г.) и проект мавзолея, который не был осуществлен. Многие годы маэстро трудился над конным монументом Петра I, отлитым уже после смерти мастера в 1747 году под руководством Ф. Б. Растрелли, сына скульптора и впоследствии прославленного архитектора. Монумент был установлен лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Б.К. Растрелли создал целый ряд портретных бюстов, которые далеко не все дошли до нашего времени. Особенно следует отметить бюст А.Д. Меншикова (ГРМ), выполненный в мраморе русским скульптором итальянского происхождения И.П. Витали (1794-1855гг.) в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу. В парадной скульптуре исторически точно переданы индивидуальные черты верного сподвижника Петра I. В 1732 году Растрелли создал замечательный по силе характеристики и пластической выразительности бронзовый бюст неизвестного пожилого мужчины (ГТГ). Возможно, это «Автопортрет», одно из лучших творений ваятеля. С 1721 по 1730 год Б.К. Растрелли работал над триумфальной колонной, задуманной в подражание знаменитой колонны Траяна. Петр I намеревался поставить «Столп в память Северной войны». Но после смерти царя идея этого своеобразного памятника была несколько изменена. Колонну решено было посвятить не только победе в Северной войне, но и императору Петру I. Замысел остался неосуществленным, и дело ограничилось моделью, сохранившейся до наших дней (реконструкция модели и пластины-барельефы хранятся ныне в Государственном Эрмитаже; чертежи - в Российской Публичной Библиотеке, в «Альбоме Нартова»). При императрице Анне Иоанновне Б.К. Растрелли проявил себя и как архитектор (третий Зимний дворец, 1732г.), и как скульптор, исполнив большую бронзовую группу «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741г., ГРМ). Это стало последним крупным творением скульптора. В его лучших произведениях жизненность в передаче деталей по-барочному сочеталась с пышной декоративностью, а острый психологизм с символической обобщенностью.

Похоронен Бартоломео Карло Растрелли на Сампсониевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могила его не сохранилась.