logo
История искусства и культуры II часть

История отечественного искусства и культуры

Учебник

Для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 070902 «ГРАФИКА»

квалификация «художник анимации и компьютерной графики»

Книга 2 (XVIIIXX вв.)

Санкт-Петербург

2010

УДК 7.03

ББК 85.103(2)я73

М 33

Рецензенты:

Дмитриев Олег Андреевич – доктор исторических наук, профессор.

Егоркин Владимир Георгиевич - доктор философских наук, профессор.

Коновалов Василий Афанасьевич – заведующий кафедрой компьютерной графики и дизайна СПбГУКиТ, профессор, действительный член Международной Академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе».

Мосолова Любовь Михайловна - доктор искусствоведения, профессор.

Смирнов Сергей Борисович - доктор культурологии, профессор.

Матвеева Н.А.

М 33 История отечественного искусства и культуры. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Графика» в 2 кн.: Кн.2 (XVIII-XX вв.). Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. 130 с.

ISBN

Настоящий учебник имеет своей целью стать существенным фактором формирования творческого и интеллектуального потенциала будущих специалистов. Данная вторая книга включает в себя раздел (XVIII-XXвв.), в котором отражены сущность основных этапов развития истории культуры отечественного искусства, мира духовных и нравственных ценностей, особенности культурного развития отечественного искусства России, включая советский и постсоветский период.

Материал учебника адресован студентам высшей школы, обучающимся по специальности «Графика» с квалификацией «художник анимации и компьютерной графики».

УДК 7.03

ББК 85.103(2)я73

М 33

Матвеева Надежда Александровна,

ISBN

ПРЕДИСЛОВИЕ М.В.Коновалов

Глава 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

§1. Российские правители первой половины XVIII века

§2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века

§3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века

§4. Наука и техника петровской эпохи

§5. Литература и общественная мысль петровской эпохи

§6. Архитектура петровской эпохи

§7. Скульптура петровской эпохи

§8. Живопись петровского времени

§9. Гравюра петровской эпохи

§10. Театр в эпоху Петра Великого

ТЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

§1. Искусство и культура второй четверти XVIII века

§2. Архитектура второй четверти XVIII века

§3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия

ГЛАВА 3. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

§1. Правители этой эпохи

§2. Искусство и культура второй половины XVIII века

§3. Наука и техника второй половины XVIII века

§4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века

§5. Архитектура второй половины XVIII века

§6. Скульптура второй половины XVIII века

§7. Живопись второй половины XVIII века

§8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии

§9. Музыка XVIII столетия

ГЛАВА 4. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§1. Правители этой эпохи

§2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века

§3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века

§4. Архитектура первой половины XIX века

§5. Живопись первой половины XIX века

§6. Скульптура первой половины XIX века

§7. Театр первой половины XIX века

ГЛАВА 5. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§1. Правители этой эпохи

§2. Образование и наука второй половины XIX века

§3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века

§4. Могучая Кучка

§5. Архитектура второй половины XIX века

§6. Скульптура второй половины XIX века

§7. Передвижники

§8. Живопись второй половины XIX века

ГЛАВА 6. РОССИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ, ВКЛЮЧАЯ 17-ЫЙ ГОД

§1. Правитель этой эпохи

§2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков

§3. Развитие искусства в начале XX века

§4. Живопись XIX - начала XX веков

§5. Архитектура - художественный стиль модерн

§6. Искусство фотографии в России

§7. История электричества в России

§8. Радио и телефонная связь в России

§9. Кинематограф

§10. Театр и режиссёр

§11. Музыка конца XIX - начала XX веков

§12. Российские меценаты

§13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры

Глава 7. ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ ОТРЕЧЕНИЯ НИКОЛАЯ II

§1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова Г.Е., Керенского А.Ф. в судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года

Глава 8. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (1917-1924гг.)

§1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.И.Ленин.

§2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов

Глава 9. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ДОВОЕННОГО ПЕРИОДА (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)

§1. Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии, Председатель Совета Министров СССР - Сталин Иосиф Виссарионович

§2. Особенности экономического и культурного развития СССР в конце1920-х - 1930годов до 1941 года

§3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года

§4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года

§5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

§12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года

§13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

Глава 10. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945гг.)

§1. Наука в годы Великой Отечественной войны

§2. Образование в годы Великой Отечественной войны

§3. Литература в годы Великой Отечественной войны

§4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны

§5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны

§6. Театр в годы Великой Отечественной войны

§7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

§8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны

Глава 11. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953гг.)

§1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

§10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

Глава 12. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1964 гг.)

§1. Первый секретарь ЦК КПСС этого периода

§2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

§11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

Глава 13. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В СССР В ЭПОХУ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» (1965-1985гг.)

§1. Генеральные секретари ЦК КПСС этого периода

§2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

§12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Глава 14. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991гг.)

§1. Генеральный секретарь ЦК КПСС и Президент СССР

§2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в СССР

§3. Образование в эпоху «Перестройки» в СССР

§4. Наука в эпоху «Перестройки» в СССР

§5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»

§6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»

§7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»

Глава 15. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ (1991- 1999 гг.)

§1. Первый Президент России

§2.Культурная политика в эпоху посткоммунистической России

§3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России

§4. Живопись в эпоху посткоммунистической России

§5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России

§6. Театр в эпоху посткоммунистической России

§7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России

§8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России

§9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России

§10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге поставлена задача, показать систематизированное изложение основных фактов и событий, составляющих историю развития отечественного искусства и культуры XVIII-XX веков, и определить значение и роль истории отечественного искусства и культуры в общей мировой культуре. В работе внимание сосредоточено на наиболее важных проблемах, явлениях и фактах истории отечественного искусства и культуры.

В русской культуре XVIII век становится временем просвещения и взлёта общественной мысли в области искусства (живопись, скульптура, архитектура, гравюра, театр, музыка), а также в области экономики, науки и техники. Все эти важнейшие факты отобразились в литературе и искусстве этого времени и своеобразно преломлялись в области просвещения, в науке и книгопечатании. Для понимания и восприятия XVIII века включены и рассмотрены вопросы отношений русских мыслителей к государству, «крестьянскому вопросу», церкви и религии.

Для искусства и культуры России XIX век становится периодом её небывалого подъема. Отечественная война 1812 г. изменила прежнюю жизнь российского общества и ускорила складывание национального самосознания. Необходимо отметить, что эта война, с одной стороны, сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из ведущих европейских культур, которая была тесно связана с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры. Западная культура оказывала сильное влияние на русскую культуру, однако русская культура, достигшая в этот период небывалых вершин в своём развитии, получала возможность собственного влияния на неё. Западные философские и политические учения, в свою очередь, усваивались российским обществом и оказали влияние на развитие российской действительности, что нашло отображение в литературе, театральном искусстве, архитектуре, скульптуре, живописи (образование Общества передвижников), музыке (возникновение Могучей кучки, открытие Санкт-Петербургской и Московской консерватории, становление русской оперы и русского балета). Для России XIX век стал временем подъёма научных знаний, науки и техники.

Искусство и культура начала XX века (1900-1917гг.) развивались в правление Николая II. Однако следует отметить, что не сразу в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX века. Часть процессов, существенных и важных для истории искусства нашего столетия, берет начало в XIX веке. Главное заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного стиля искусства XX века. Нельзя полностью утверждать, что XX век коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало развиваться по невиданным ранее законам. Искусство XX века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Необходимо отметить особенности состояния и развития искусства XX века.

Первый этап - XX века – (1901-1917гг.) – «модернистический». Модернистические течения XX века. Значительное распространение в первое десятилетие XX века получил ряд направлений, связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, которая все более вызывала у многих художников страх и ненависть. Многочисленные сменявшие друг друга течения этого периода объединяются понятиями «модернизм» или «модернистические направления». Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX века – 1910-х годов. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства в своем стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры XIX столетия. Они включали свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, также силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм. Графика модерна отличается виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству XX века. В конце XIX столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.

Символизм (франц. symbolisme, от греческого symbolon – знак, символ), направление в художественной культуре Европы и США конца XIX– начала XX века. В символизме, эстетические принципы которого восходили к идеям романтизма, к философии А. Шопегауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, к творчеству композитора Р. Вагнера, универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода «идейным» движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких, как «любовь», «смерть», «страдание», «ожидание», которые с различных стилистических позиций воплощались в произведениях французских художников, входивших в Абрамцевский (Мамонтовский кружок) Пюви де Шаванна Пьер Сесиль (1824-1898гг.) «Женщина на берегу моря», Моро Гюстав (1826-1898гг.) «Юпитер и Семела», Одилон Редон (1840-1916гг.) «Плачущий паук».

В Швейцарии в этом направлении работали Фердинанд Ходлер (1853-1918гг.) «Дровосек» и Арнольд Бёклин (1827-1901гг.) «Священная роща». Энсор Джеймс (1860-1949гг.), «Свадьба масок» и Ропс Фелисьен (1833-1898гг.) «Любительница абсена» в Бельгии, Эдвард Мунк (1863-1944гг) «Весна на улице Карла Йохана» в Норвегии, Макс Клингер (18571920гг.) «Голубой час» и Франц фон Штук (1863-1928гг.) «Танцовщицы» в Германии. Следует отметить близость к символизму в творчестве Поля Гогена (1848-1903гг.) и мастеров группы «Наби» во Франции, к символизму примыкает и графика Обри Бёрдсли (1872-1898гг.) в Великобритании, а также работы многих мастеров стиля модерн.

Необходимо отметить «футуризм» - одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ в XX веке. Автором слова «футуризм» и основоположником этого направления является итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944гг.). Название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Ф.Т. Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Основополагающей стала цитата этого манифеста: «Самые старые среди нас - тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…». В манифесте Ф.Т. Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности, положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Воспевание достижений цивилизации, технического прогресса. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Ф.Т. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Помимо Ф.Т. Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.

Футуристами провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, Фовизм (от французского fauve - дикий) - направление во французской живописи и музыке конца XIX - начала XX века. На парижской выставке 1905 года зрители впервые познакомились с полотнами фовистов, работы которых оставляли у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Название направления «фовизм» отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Фовизм заимствует также цветовые находки от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления, поскольку стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Таким образом, следует отметить главные художественные принципы футуристов - скорость, движение, энергия, которые некоторые из них пытались передать достаточно простыми приёмами. Для живописи футуристов характерны энергические композиции, когда фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности. Симультанность (в психологии от латинского simul - в одно и то же время) - практическая одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком - синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). При некоторых психопатологиях (например, афазии, акалькулии, амузии и др.) в основе всех нарушений лежит распад симультанного анализа и синтеза.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Владимир Владимирович Маяковский, Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников, Алексей Елисеевич Кручёных, Бенедикт Константинович Лившиц, Елена Генриховна Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен в период «оттепели», хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Основополагающим свойством искусства и культуры «модернистического» периода в России выступает то, что оно принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. Особенно следует подчеркнуть, что в первый период XX века утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые движения и достижения которой вызревают в недрах капиталистического общества и соотносятся с буржуазной культурой.

Второй этап - (1917-1924гг.) – «пролетарский» начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1917 году образуется новая интернациональная общность социалистического искусства (Советская Россия в период правления Первого Председателя Совета Народных Комиссаров Ленина В.И.), объединяющая искусство первого в мире социалистического государства с другими интенсивно развивающимися социалистическими движениями в капиталистических странах. Ведущие позиции в преобразованиях советской культуры занимает советский конструктивизм.

Конструктивизм – направление в отечественном искусстве 20-х годов ХХ века (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга. Эти принципы практически впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923г.) с его четким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). Конструктивисты разработали функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин).

Конструктивизм сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А.М. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах А.М. Гана, Л.М. Лисицкого и др.). В театре конструктивисты заменяли подчиненными задачам сценического действия «станками» для работы актеров (работы Л.С. Поповой, А.А. Веснина и др. над постановками В.Э. Мейерхольда, А.Я Таирова). Интенсивно в этот период развивается искусство литературы, живописи, театра и происходит становление искусства молодого кино.

Третий этап - (30-х - начала 50-х годов «тоталитарный» проходит в период правления И.В. Сталина). Этот период развития советского искусства и культуры включает в себя: довоенный период; культура и искусство в период Великой Отечественной войны (1941-1945годы); культура и искусство послевоенного периода начала 50-х годов. Определяющими темами в развитии искусства и культуры в этот период становятся культ личности И.В. Сталина, технический прогресс, индустриализация, коллективизация и урбанизация растущих городов. В архитектуре главенствует «Сталинский ампир». Третий этап ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы социалистического искусства, социалистического реализма.

Четвёртый этап – (конца 50-х – начала 60-х годов - период «оттепели», который развивался в правление Н.С. Хрущева). В этот период советская культура и искусство занимают передовые позиции в общей мировой системе культуры в области образования, науки и техники (первые спутники, первый космический полёт Юрия Гагарина 12 апреля 1961г.). Четвёртый этап советской культуры ознаменован также мировыми успехами в спорте, в области поэтического творчества, искусстве кино, театра, в музыкальном искусстве и искусстве балета.

Пятый этап – (середина 60-х - начала 90-х годов – период «застоя» время правления Л.И. Брежнева). Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущими этапными периодами. Однако следует отметить многие достижения этого времени, которые в своём большинстве уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, возникший после ХХ съезда и названный «хрущевской оттепелью». В 70-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции. Творчество этой «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. В Москве 15 сентября 1974 года была разгромлена выставка двадцати четырёх художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что данное событие вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой смогли принять вновь участие эти же художники-авангардисты. Соцреализм является официально принятым стилем в искусстве и культуре этого периода. Огромную популярность в конце 70-х годов обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма». Огромным интересом пользовалось творчество художника Ильи Сергеевича Глазунова.

В этот период бурно развивается искусство кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) популярны и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины: «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Приключения Шерлока Холмса» И. Ф. Масленникова. Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер». Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974) – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. В.М. Шукшин создаёт фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1973 г.).

Драматургия этого периода отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов.

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора).

Важнейшим достижением советской школы этого периода был переход на путь всеобщего среднего образования, завершенный к 1975 году. Происходящее ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ, что требовало существенной перестройки всей педагогической системы.

Шестой этап – советское искусство и культура 1982-1991 гг. – «перестроечный», который включает правление трёх Генеральных секретаоей ЦК КПСС: Андропов Юрий Владимирович (1982-1984гг.), Черненко Константин Устинович (1984-1985гг.), Горбачев Михаил Сергеевич (1985-1991гг.).

Понятие «перестройка» возникло как совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. В середине 80-х годов ХХ столетия руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Другой ее предпосылкой был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества. Было очевидно, что без перемен невозможно поднять активность народа. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х-начале 80-х годов в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачева, Е.К. Лигачева, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не столько их возрастом и более высоким уровнем образования, сколько тем, что эти руководители выдвинулись на волне ХХ съезда КПСС и не были участниками сталинской политики. Периодизацию перестройки составляет: (первый этап - с апреля 1985 до конца 1986 г.); (второй этап - с января 1987 по апрель 1988 г.);

(третий этап - с апреля 1988 по март 1990 г); (четвертый этап - с марта 1990 по август 1991 г.). Начало «перестройке» положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни общества через совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.

Искусство и культура СССР в период перестройки оказывала большее влияние на духовную подготовку к предстоящим переменам.

Важным моментом в подготовке перелома в сознании людей стал вышедший в 1986 году на экраны страны фильм Т.Е. Абуладзе «Покаяние», а затем роман А.Н. Рыбакова «Дети Арбата». Следует отметить, что с этих произведений началась гласность. Ведущее место на трибуне гласности занял драматург М.Шатров с пьесой «Диктатура совести», публицист Е.Яковлев, возглавивший газету «Московские новости», писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссёр-документалист Ю. Подниекс.

В 1987-1989 годах в стране наблюдается повышенный интерес к выходившим номерам газет и журналов, публикации в которых были важным свидетельством перемен. Следует отметить «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонёк». В течение 1987-1989 годов эти издания познакомили читателей со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Вышли в свет роман А.Платонова «Котлован», повести «Собачье сердце» М.Булгакова, «Пушкинский дом» А. Битова, роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», а также известные на Западе произведения: роман Е. Замятина «Мы», роман В. Гроссмана «Всё течёт», роман Ю.Трифонова «Исчезновение». Многие писатели и публицисты этого времени в своих произведениях критиковали сталинскую политику. Среди этих произведений наибольшую известность приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина. В августе 1989 г. журнал «Новый мир» начал публикацию знаменитых романов А.И. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ».

Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы «Наш современник», «Молодая гвардия», «Роман-газета», партийные газеты «Правда» и «Советская Россия». Лидерами этой оппозиции, имевшими большее, влияние были писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И.С. Глазунов. В рамках открытости, объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. С 1998 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.

Телевидение сыграло большую роль в поражении консерваторов, особенно его публицистические программы («Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд»). Деятели культуры, активно включившиеся в большую политику, были избраны на съезд народных депутатов СССР, в законодательные органы национальных окраин, областей и других территорий. Многие из них стали лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Обострение политической борьбы в стране неизбежно привело к расколу в среде людей искусства. Большая часть культурной общественности поддержала президента М.С. Горбачева, а затем Б.Н. Ельцина и радикальных демократов. Однако другие, особенно на третьем и четвертом этапах перестройки, перешли в ряды ее противников или отошли от политики вообще. Оппозиционно настроенные люди культуры критиковали перестройку либо с ортодоксально-коммунистических, либо с державно-патриотических позиций. Многим запомнилось выступление Ю.В. Бондарева, сравнившего положение страны в период перестройки с самолетом, который, взлетев, не знает, как приземлиться. Перестройка знаменовалась снятием запретов на все виды и жанры искусства, прекращением тотального контроля, выходом на экраны запрещенных фильмов и публикацией ранее запрещенных произведений.

Однако уже в 1989-1990 годах наблюдается сокращение числа новых фильмов, книг, место которых на свободно формируемом рынке заняла продукция западных режиссеров и писателей, притом не самого лучшего качества.

В архитектуре продолжался кризис, связанный с сокращением строительства, Хотя эту сферу оживляли заказы новых предпринимателей на индивидуальное строительство домов.

К 1991 г. резко замедлилось развитие материальной базы культуры, многие из объектов которой были заморожены.

В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования. Наблюдается рост количественных показателей в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. Ещё в начале 70-х годов проходит кампания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов. Следует отметить, что введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа, ставшая 11-и летней, ориентировала выпускников на поступление в вузы. Школьник, потративший годы на получение полного среднего образования, мечтал о поступлении в институт или университет, поскольку перспектива трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования – инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности. Следует отметить, что в области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставалась на стадии лозунгов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

К успехам в области культуры этого периода необходимо отнести: создание некоммерческой организации «Российский Фонд Культуры» (далее – Фонд) – крупнейшая неправительственная организация Российской Федерации, способствующая сохранению и развитию отечественной культуры, осуществляющая творческую, финансовую и организационную поддержку инициатив граждан и организаций в области культуры, искусства, науки и образования. Фонд был учрежден 12 ноября 1986 года. Первыми учредителями Фонда (тогда он назывался Советский фонд культуры) выступили более пятидесяти творческих союзов, общественных организаций и учреждений культуры из всех республик Советского Союза. Большую роль на этапе становления Фонда как организации в сфере культуры сыграло участие в его работе Р.М. Горбачевой и Д.С. Лихачева. Фонд за короткое время стал влиятельным общественно-государственным культурным центром страны. В период с 1986 по 1991 год Фондом были привлечены и направлены на культурную деятельность средства эквивалентные ста миллионам долларов США.

В период перестройки была осуществлена первая свободная выставка художников в Москве. Переломным моментом в отношениях жизни Церкви явилось празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988. Подтверждением принципиального изменения религиозной политики государства в условиях перестройки явилось избрание в 1989 около 300 служителей различных религий, в том числе 192 православных, народными депутатами Советов различных уровней.

В 1989г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был, и в 1990г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995г. был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма. Строительство шло намного быстрее, чем в XIX веке. Уже в декабре 2000г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенный цокольный этаж), в которой разместились музей, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В новом храме есть и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса. Еще некоторые фрагменты выставлены в музее храма. После восстановления храм Христа Спасителя он стал кафедральным собором митрополита Московского, и главные праздничные службы проводятся в нем.

В этот период происходит снятие железного занавеса, что позволяет осуществлять массовую публикацию запретной литературы. Особо необходимо отметить возрастающую роль телевидения.

Таким образом, по событиям перестроечного времени можно сделать следующие выводы, что наиболее активная часть либерально-демократической интеллигенции или так называемые «прорабы перестройки» в большинстве своем это были люди, так или иначе связанные с властью. Номенклатура (хозяйственная, политическая) - вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслась к «антикоммунистической революции». Поэтому эта революция произошла довольно легко, бескровно, но в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд. Остро выявился характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, указавший, что именно номенклатура (и ее «дочерние отряды» вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходе раздела собственности. Укоренились на правовой почве термины «номенклатурная приватизация», «номенклатурный капитал (капитализм)», «номенклатурная демократия».

В 1990-1991 годах в государстве произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер писали: «Приближаясь к своему 70-летию, государство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя мировая империя. Над советской зоной, от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - никогда не заходит солнце... Успехи системы очевидны». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрессии. Однако крах коммунистической системы все-таки произошел, и 1985-1991 годы стали концом коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная собственность узаконивается, о реально-государственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто становится капиталистической. К концу этого периода строй в стране похож не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму. Политически все это идет на фоне тотального разгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну, как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.

Седьмой этап – советское искусство и культура 1991-1999 гг. – «постмодернистский», который включает правление Первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (1931-2007гг.).

Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН. Практически все государства признали Россию. В том числе о признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 1993-1994 гг. заявили страны Европейского Сообщества (ЕС). Были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», позже попросив НАТО заключить с ним отдельное соглашение. Вместе с тем Россия не могла оставаться безучастной к активизации попыток восточноевропейских стран вступить в НАТО. Далее руководство НАТО обнародовало документ, формулирующий условия расширения этого блока. Любая страна, желающая вступить в НАТО, должна быть готова к развертыванию на своей территории тактического ядерного оружия. Стало очевидно, что единственной державой в мире, претендующей на глобальное вмешательство в дела других стран, являются США.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, который был создан ранее ещё в 1949 году и объединяет 39 европейских государств. В компетенции Совета Европы находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Однако во время событий в Чечне Россия стала подвергаться дискриминационной критике в Совете Европы, что ставило перед Россией вопрос о целесообразности её участия в этой организации.

Динамизм международных событий потребовал от российской дипломатии постоянного маневрирования. Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» – ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Товарооборот с государствами СНГ развивается, но имеет ряд проблем. Острота проблемы состоит в следующем: Россия продолжает поставлять бывшим республикам топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ, за которые государства Содружества не могут расплатиться. Растет их финансовая задолженность в миллиардах долларов. Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. Создаётся Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью государствами (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном) заключен договор о коллективной безопасности. Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ. В этот период развиваются тесные и братские связи между Россией и Белоруссией. Между ними складываются интеграционные отношения, ведущие к образованию единого союзного федеративного государства.

Однако межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Конфликты с правительствами Прибалтийских государств вызываются дискриминацией проживающего там русского населения. Во взаимоотношениях с Украиной имеется проблема Крыма, который вместе с русским городом Севастополем волюнтаристским решением Хрущева был «подарен» Украине.

В создавшихся условиях Россия постепенно приобретает возможность играть более весомую роль в укреплении экономических, политических, культурных связей между государствами СНГ, чтобы далее добиваться успехов в своей внутренней политике, возрождении народного хозяйства, подъеме культуры и науки. Постоянно идёт усиленная работа на создание позитивной ситуации, когда авторитет России в мире может быть обеспечен стабильным развитием её экономики и устойчивостью внутриполитической обстановки.

Для культуры и духовной жизни постмодернистской России характерны тенденции, выявившиеся в период «перестройки».

В этот период возвращаются обществу имена и явления отечественной и мировой культуры, которые были ранее отторгнуты. Стали выходить труды русских религиозных философов. После двадцатилетней эмиграции вернулся в Россию знаменитый русский писатель А.И. Солженицын (1918-2008гг.).

Началось возрождение российского меценатства, которое оказывало помощь отечественному кинематографу. В связи с прекращением государственного финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реконструирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, а количество выпускаемых фильмов сократилось. Началось формирование законодательных основ меценатства. Однако покровительство меценатства культуре не получило должного распространения. Следует отметить, что государство также оказывало поддержку отечественной культуре.

В июле 1993 году были приняты Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской Православной церкви – храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы.

В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса.

В театральной жизни страны получают развитие театры-антрепризы и театры-студии. Этот период обусловлен развитием и влиянием массовой культуры. Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов становятся электронные средства массовой информации, где особая роль принадлежит телевидению.

Особый путь развития получает творчество художников-аниматоров, создающих короткометражные фильмы, в которых отражаются насущные актуальные проблемы общества и возможности многочисленных путей развития искусства и культуры.

Необходимо отметить, что под культурой и искусством современные люди понимают приемы, способы и результаты человеческой деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание смысл и жизнь человека. С середины 60-х годов XX столетия культура и искусство рассматриваются как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Искусство и культура – это многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Михаил Васильевич Коновалов – кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна СПбГУКиТ.