logo
История искусства и культуры II часть

§3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны, гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.

В средней школе попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольская организации были упразднены, но взамен им не было создано ничего нового – подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на косность значительной части преподавательского состава и недостаток средств. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаторы (В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и их сподвижники) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая очень отстала в этот период от требований времени.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали за рубеж. Численность студентов высшей школы с начала 1980-х годов стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. В этот период резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Всё это обусловило начавшуюся в 1987 году реформу высшей школы. Её главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало их обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, в которых упор делался на самостоятельную работу студента. Следует отметить, что были отменены различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.).

Следующим шагом в реформе школы и вузов стало решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 году в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы был поставлен Госкомитет по народному образованию. Однако эта реорганизация не имела каких-либо реальных результатов.