§5. Архитектура второй половины XIX века
Для архитектуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину, тогда как стиль классицизма окончательно утрачивает свои позиции. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространённым становится «неорусский» стиль, стилизация под старину с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве был построен Исторический музей, архитектором которого был В.О. Шервуд.
Шервуд Владимир Осипович (1833-1897гг.). Русский архитектор, скульптор, живописец, философ, теоретик архитектуры родился в селении Истляево Елатомского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую мужскую гимназию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1857году. В 1872 году петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика живописи. В.О. Шервуд много работал в области живописи и скульптурного портрета. В 1873 он был привлечён к работе над проектом здания Исторического музея. В поисках архитектурного образа музея В.О. Шервуд исходил из программы, в общих чертах разработанной в 1873 году Учёной комиссией при Управлении музея. В эту комиссию входили: председатель - генерал-адъютант Зеленой А.А., товарищи председателя - граф Уваров А.С. и полковник Чепелевский Н.И. В результате длительной дискуссии комиссия решила, что прототипом для здания Исторического музея могут служить лишь памятники самобытной национальной архитектуры XVI века. За основу был взят собор Василия Блаженного. Далее было принято решение, обязывающее проектировщиков ориентироваться на особенности русского зодчества XVI века. Впоследствии круг памятников-образцов был значительно расширен и в него были включены также храмы XVII веков. В начале 1874 года В.О. Шервуд составил первый проект здания Исторического музея, который первоначально должен был размещаться вдоль кремлёвской стены между Спасской и Никольской башнями. Однако в этом же 1874 году Московская Городская дума постановила безвозмездно передать Историческому музею земельный участок между кремлёвской стеной и Воскресенскими воротами, который первоначально предназначался под строительства нового здания Думы. Учёная комиссия принимает решение о проведении конкурса на лучший проект. В 1875 году лучшим был признан проект, поданный под девизом «Отечество» и составленный Шервудом В.О. вместе с инженером Семёновым А.А., ранее принимавшим участие в устройстве Севастопольского отдела Политехнической выставки. После некоторых изменений в 1875 году проект был утверждён императором Александром II. В результате переработки нескольких вариантов проекта Шервуд В.О., используя мотивы древнего зодчества, смог добиться органического вхождения здания музея с его многочисленными островерхими башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов он использовал мотивы убранства памятников русского национального зодчества XVI-XVII веков. Шервуд В.О. предполагал покрытие наружных стен музея сплошной полихромной керамической облицовкой. Внутренняя планировка и оформление интерьеров должны были по идее автора проекта «дать ясное, наглядное представление об историческом развитии России». По собственной инициативе Шервуд В.О. выполнил проекты интерьеров Парадных Сеней и будущих экспозиционных залов, при отделке которых предполагал широко использовать произведения современного изобразительного искусства - фресковую живопись и скульптуру. В 1895 году была опубликована теоретическая работа Шервуда В.О. «Живопись, архитектура и орнаментика». Скульптурные работы мастера: памятник героям Плевны у Ильинских ворот (1887г.), памятник Пирогову Н.И. у клиники, носящей его имя (1897г.).
Владимир Осипович Шервуд умер в Москве в 1897 году. Выдающийся архитектор похоронен на кладбище Донского монастыря.
«Неорусский» стиль нашёл воплощение в здании городской думы архитектора Д.Н. Чичагова.
Чичагов Дмитрий Николаевич (1835-1894гг.) - российский архитектор, работавший в Москве во второй половине XIX века. Мастер эклектики и «неорусского» стиля, создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы (Музей В. И. Ленина), храмов, школ и других общественных зданий. В советские годы многие работы Дмитрия Николаевича Чичагова были уничтожены. Д. Н. Чичагов родился в семье строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859гг. обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872гг. - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21). В 1888 году Н.И. Чичагов выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами, на которые планировалось поставить здание, а также возникла необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Московская Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Н.И. Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне Н.И.Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892гг.). Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Н.И. Чичагов строит много общественных зданий в Москве. К ним относится уничтоженная в 1970-е годы Тургеневская читальня у Мясницких ворот и сохранившаяся Алексеевская школа (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов. Всего в послужном списке Н.И.Чичагова 33 завершённых проекта. Д.Н. Чичагов был одним из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни являлся председателем МАО. У Д.Н. Чичагова стажировались архитекторы Ф. О. Шехтель и И. П. Машков, ставшие впоследствии знаменитыми. Главным правилом государственной мудрости архитектора Д.Н. Чичагова для своих стажёров было «исправлять недостатки, не разрушая самого здания».
Дмитрий Николаевич Чичагов, выдающийся русский архитектор умер 22 июня 1884 года на даче в Новом Кунцеве (Москва).
В «неорусском» стиле были построены Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) – Померанцев Александр Никанорович (1849-1918гг.) - русский архитектор, мастер последнего этапа эклектики в московской архитектуре, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий. Родился в 1849 году в Москве. До 1874 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем на архитектурном отделении Академии художеств в Петербурге. В 1878-1883 годах стажировался за границей (Италия, Франция, Швейцария). Вернувшись в Россию в 1887 году, А.Н. Померанцев за выполненные в Италии обмеры Палатинской капеллы получил звание академика, в 1888 году был назначен адьюнкт-профессором при архитектурном классе Академии Художеств. С 1892 года - профессор архитектуры, с 1893 - действительный член ИАХ, с 1894 года - ректор Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, в 1899-1900гг. - ректор ИАХ.
Первая работа А.Н. Померанцева - деревянная церковь в селе Федоскино Московской области. В (1895-1896гг.) А.Н. Померанцев назначен главным архитектором Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. А.Н. Померанцевым были выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств). Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х годов металлические каркасы В.Г. Шухова, за исключением павильона Искусств, который был выполнен в традиционной купольной конструкции в стиле поздней эклектики.
Наиболее известным из сооружений архитектора А.Н. Померанцева стали Верхние торговые ряды (позже - ГУМ), построенные в Москве в 1889—1893 годах.
Архитектурный проект Верхних торговых рядов А.Н. Померанцева победил в открытом конкурсе 1888-1889 годов, который дополнил ансамбль зданий в «неорусском» стиле близ Красной площади (Исторический музей, Городская дума, Средние и Заиконоспасские торговые ряды). Проект перекрытий Верхних торговых рядов разработал В. Г. Шухов. В 1894 году по его проекту на деньги русского мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцева (1834-1913гг.) в селе Берёзовка Данковского района Липецкой области была построена двухпрестольная церковь в честь Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы. Она является ярким воплощением эклектического направления. Снаружи церковь обложена белым тёсаным резным венёвским камнем. Внутри церкви - колонны в мавританском стиле, роспись по рисункам В.М. Васнецова, мозаика мастера В.А. Фролова, а крыша, хоры и лестницы сделаны по чертежам В.Г. Шухова. Церковь была освящена 17.08.1891 года преосвященным Мелетием, архиепископом Рязанским. Церковь до сих пор существует, на данный момент ведутся проектно-реставрационные работы. Стиль эклектики лежит в основе творчества А.Н. Померанцева: с одной стороны - композиционная пышность при обилии и измельчённости декора, с другой - грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов зданий, тяготение к большим размерам и крупным масштабам, c третьей - великолепное знание классических и национальных русских приёмов. Однако именно А.Н. Померанцев осуществил в Москве один из крупнейших проектов в стиле модерн - строительство комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги (1898-1908гг.). А.Н. Померанцев заведовал художественной частью этого проекта, сотрудничая с такими инженерами, как Л.Д.Проскуряков и П.И. Рашевский. По проекту А.Н.Померанцева на Миусской площади в Москве с 1911 года велось строительство грандиозного (на 4 тысячи человек) девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян 1861 года. В 1915 был освящен первый придел; до октября 1917 собор не был завершен и впоследствии был уничтожен в 1952 году.
А. Н. Померанцев выполнил также архитектурную часть памятника Александру III близ храма Христа Спасителя (установлен в 1900, снесён в 1918 году). Всего А.Н. Померанцев спроектировал три собора в память Александра Невского - в Москве, Петербурге и Софии.
Александр Никанорович Померанцев, выдающийся архитектор умер в 1918 году в Петрограде.
В этот период строились многоэтажные и многоквартирные (доходные) дома. В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединял Петровку и Неглинную, а в Санкт-Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединяли Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания - в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. В Москве был открыт Политехнический музей по проекту архитектора Н.А. Шохина.
Шохин Николай Александрович (1819–1895гг.), русский архитектор.
Будущий архитектор окончил Московское Дворцовое архитектурное училище (1832–1840гг.). Поступил в звании архитекторского помощника в Московскую Дворцовую контору (1840-1885гг.). С 1846 года - младший помощник архитектора, архитектор Воспитательного дома. В 1856 году - архитектор Александровского сиротского института и кадетского корпуса. В 1864 году избран почетным вольным общественником Академии художеств. Н.А. Шохин в 1872–1875гг. член Московского Архитектурного общества, затем председатель (1872-1875гг.). С 1875 года - старший архитектор Чертежной мастерской при Московской Дворцовой конторе. Участвовал в работах по приспособлению зданий Москвы к коронациям 1856 и 1858 годов. Н.А. Шохин устраивал Архитектурный отдел Политехнического музея (1872 г.). Известные проекты Н.А.Шохина: фонтан во дворе Александровского сиротского института (1863г.), здание Политехнического музея в Москве (1880г.). Н.А. Шохин принимал участие в реставрации: Потешного дворца в Кремле (1873г.), Малого Николаевского дворца, башен Кремлевских стен, Церковь Вознесения в Коломенском.
Николай Александрович Шохин, выдающийся русский архитектор скончался в Москве 7 декабря 1895 года, похоронен на Дорогомиловском кладбище.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России