logo
История искусства и культуры II часть

§13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

История русской анимации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран». После Октябрьской революции Владислав Старевич - чeлoвeк, придумавший объемную кукольную мультипликацию, с семьей эмигрирует в Италию, таким образом анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых вначале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Мультипликаторы могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Иван Иванов-Вано сообщает в своей автобиографии «Кадр за кадром», что это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (режиссер Д.Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (режиссер Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике - плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков. Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927год, И. Иванов-Вано), «Почта» (1929 год, М. Цехановский) и «Органчик» (1933 год, Н. Ходатаев).

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда А. Птушко вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих творческих и художественных амбиций,

Александр Птушко стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935 год). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта, придав происходящим событиям дух современного восприятия. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В фильме есть удивительные массовые сцены с сотнями кукол, где представлена очень выразительная мимика в мультипликации, а также, очень хорошая кинематографическая работа. Александр Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например, в фильме «Илья Муромец» (1956года). Развитие мультипликации в период социалистического реализма имело свои особенности.В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера « Дух Гения». Ф. Хитрук был абсолютно поражен ликвидностью картинок, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея. В 1935 году на волне этого интереса была основана единая студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино и Межрабпромфильма), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.