logo
История искусства и культуры II часть

§3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

В 1960-1970-е годы руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлён переход к всеобщему полному среднему образованию. Таким образом, уже в 1975 году 86% молодёжи всупало в жизнь, имея 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путём увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Однако противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями развития производства в стране, которое требовало большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно усиливало серьезную психологическую проблему в обществе в рамках социальной адаптации.

Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технической революции вызвала необходимость пересмотра школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения.

На первом этапе (с1971 года) курс начальной средней школы был сокращен до трёх лет. В 1983-1984 годах была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 года специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодёжи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. К 1987 году она была отменена.

Уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких, как В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу образования, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Однако их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостенелая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (в 1985 году в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980 годов работало около 50% докторов наук). Однако основные отрасли промышленности и сельского хозяйства испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, поскольку отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.