logo
История искусства и культуры II часть

§8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Тема трагических событий и героических свершений военных лет нашла особенно яркое отражение в мемориальных сооружениях скульпторов Е. В. Вучетича, Ю. Микенаса, Л. В. Буковского, Г. Йокубониса.

В этот период скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, которая используется при создании градостроительных композиций. Создают новые памятники скульпторы: М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль. Важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

Скульптурное творчество этого времени наполнено острым чувством современности. Для этих лет характерен поиск путей обновления пластического языка для станковой скульптуры Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Скульптура традиционных художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события.

Однако следует отметить, что в этот период заявляют о себе также представители различных модернистических течений. Еще в 1964 году в Ленинграде была создана группа «Санкт-Петербург». В эту группу входили художники Михаил Шемякин, Владимир Иванов, Анатолий Васильев, которые изучали культовые корни произведений искусства доколумбовой Америки, Древнего Египта и добивались в соем творчестве синтеза многих элементов, что затем было названо метафизическим синтетизмом. В 1971 году Михаил Шемякин был выслан из СССР.