§2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
Русское искусство и культура в первой половине XVIII века переживают изменения. Следует отметить, что до этого периода в России происходило накопление научных знаний, теперь же они переросли в науку. Во всех областях культуры происходят кардинальные изменения, поскольку рационализм начинает занимать ведущие позиции. Отметим, что в творчестве XVII века наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, тогда как в XVIII столетии в этом плане искусство и культура далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре. Характерным становится для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. В России в XVIII столетии ускоренными темпами начинает развиваться искусство, культура и наука, Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, а сам XVIII век вошел в Российскую историю, как эпоха Просвещения.
Петровские преобразования затронули прежде всего сферу просвещения и образования. Для подготовки необходимых государству специалистов открываются в Санкт-Петербурге и Москве школы: навигацкая, артиллерийские, инженерные; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию. Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей «Арифметике» (первое издание - 1707 г.). Издаваемые «Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. По указу Петра I был введён гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
Наука. В 1725 году появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. Иван Кирилович Кирилов (1689-1737гг.) свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.), который является уникальным произведением раннего периода отечественной научной картографии. В 30-х годах XVIII века атлас вышел в свет в составе немногим более десятка карт, хотя был задуман как общедоступный трехтомник из 360 карт. С тех пор атлас и карты, подготовленные для него, но так и не вошедшие в издание, стали библиографической редкостью. И. К. Кирилов один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения в России, блестящий ученый, картограф, внесший огромный вклад в развитие отечественной науки со времен Петра I. При Петре I были созданы труды по истории Северной войны - «Книга Марсова», «История Северной войны». Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями.
Татищев Василий Никитич (1686-1750гг.) - известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории. Во второй четверти XVIII века В. Н. Татищев создал обобщающий труд — «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Таким образом, отрывки из этих летописей, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. Татищев В.Н. является основателем Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. Следует отметить, что российский историк во многих своих сочинениях, «мнениях», «проектах» ратовал за развитие ремесел и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Однако утверждал, что главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению, - это дворянство.
Общественно-политическая мысль. В первой половине XVIII столетия получила развитие общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников. В петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры.
Таковым явился Иван Тихонович Посошков (1652-1726гг.) - русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. И.Т. Посошков первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724г.) опубликована в 1842 году. И.Т. Посошкову также принадлежат труды: «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича». Русский экономист был сторонником военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), обращал внимание на рациональное использование природных ресурсов, ратовал за увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Сочинение И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», полное название этой работы - «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается». В своей работе автор раскрывает проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в обществе. Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный … сбор…, то есть десятинный», и с товара установить единую пошлину. И.Т. Посошков выступает выразителем интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а не купцов-иноземцев, которых следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. «Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы». Для упорядочения административных и судебных учреждений И.Т.Посошков предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Первый русский экономист является сторонником равенства всех сословий перед судом. И.Т.Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).
Пётр Павлович Шафиров (1669-1739гг.) - барон, дипломат Петровского времени. Родился в семье польских евреев, поселившихся в Смоленске и перешедших в православие после захвата города русскими (1654г.). П. П. Шафиров, автор сочинения «Рассуждение о причинах Свейской войны», которое увидело свет в 1717 году, в редактировании которого участвовал сам Петр I, затруднялся найти в мировой истории монарха, равного по талантам русскому царю.
Архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736гг.) - епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года - первый вице-президент Святейшего Синода (после смерти Стефана Яворского - его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года - первенствующий член Синода. Проповедник и государственный деятель, публицист, поэт, сподвижник Петра I Феофан Прокопович в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» выступает, в соответствии с замыслами Петра I, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Ф. Прокопович утверждает, что из трех форм государственной власти - демократии (народодержавства), аристократии и монархии - наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха. В своих богословских трактатах, проповедях Феофан Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ. Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы, Грозного царя и Смуты начала XVII века. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине. Во многих произведениях народного творчества их составители показывают «свирепство» помещиков, подневольное положение крепостных. «Куда ты ни сунься, - везде господа», - сетует анонимный «Плач холопов». Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).
Литература. В первой половине XVIII столетия гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги. В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них встречаются живые образы людей той поры - то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Фроле Скобееве»), первая русская плутовская повесть конца XVII - начала XVIII вв. (точная дата написания не установлена). В произведениях раскрываются также образы дворян и купцов - поклонников европейских нравов и удовольствий.
Большую популярность приобретает повесть «Гистория о российском матросе Васи́лии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли́» - одна из старейших российских «любимых повестей», созданная во времена Петра I, известна по трём рукописям XVIII века. Авторство приписывается Феофану Прокоповичу. В повести рассказывается о приключениях дворянского сына Василия Кариотского. В повести рассказывается о приключениях дворянского сына Василия Кариотского, уроженца «Российской Европии». С детства окружённый «великой скудостью», он отправляется в «Санктпетербурх», записывается там в матросы и затем едет для обучения наукам в Голландию. На чужбине он прилежно изучает мореходное дело и присылает оттуда деньги своим бедствующим родителям; завершив обучение, он, несмотря на уговоры, стремится вернуться домой и повидаться с отцом. Следующий в Россию корабль Василия разбивает буря, а его самого выбрасывает на остров морских разбойников. В результате стечения обстоятельств он становится разбойничьим атаманом и участвует в ряде набегов. В плену у разбойников к тому времени уже имеется «флоренская королевна» Ираклия; Василий влюбляется в прекрасную пленницу и бежит вместе с ней от разбойников. После череды разлук, похищений и злоключений он встречается с австрийским «цесарем», побеждает своего коварного соперника-адмирала, женится на Ираклии и становится «королём флоренским». «Гистория» примечательна соединением традиций русской бытовой повести XVII века, новгородских былин о «богатом госте» и любовно-авантюрного романа, характерного для европейского барокко. Сходным образом в ней сочетаются славянизмы с иноязычными заимствованиями петровской эпохи, черты традиционно-патриархальной морали с нарождающимся индивидуализмом. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописность, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет.
Большую известность в XVIII столетии имела «История о Александре, российском дворянине». Автор сообщает, что Александр и Элеонора горячо полюбили друг друга. «Ни чрез какие волшебства и хитрости, когда любовь их развратите было возможно». Однако счастье влюбленных было недолговременным: Александр увлекается Гедвиг-Доротеей, дочерью генерала, изменяет своей возлюбленной. Элеонора от тоски, горя заболела и умерла. Недолго торжествовала свою победу Гедвиг-Доротея, — Александр изменяет и ей, увлекшись красавицей Тиррой, дочерью гофмаршала. Далее в повести описываются рыцарские подвиги Александра, которыми прославился он на весь мир. Рыцаря Тигнанора, который одного из самых сильных английских «кавалеров с единого разу надвое разделил», Александр легко побеждает: он его «так сильно в груди ударил, что латы просекл и из седла вышиб, а потом копнем тупым концом ударил и поверже на землю его, яко мертва». Александр, сражавшийся под девизом рыцаря «Гнева и победы», своею силою и храбростию заслужил такое уважение среди рыцарей, что в случае обиды какой-либо рыцаря «Гнева и победы» за честь его «вся Европия восстанет», - говорится в повести. Александр погиб во время своих странствований, но не в бою, а случайно: утонул во время купанья в море.
Третья оригинальная повесть Петровского времени — «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Елеоноре» вводит читателя в иную среду. Действие повести развертывается в купеческой среде и имеет свою композицию. Произведение построено только на любовной интриге, авантюрно-фантастический элемент совершенно отсутствует. Поэтому в отличие от многосюжетных и сложных по архитектонике повестей о Василии Кориотском и Александре, российском дворянине, история о российском купце Иоанне является короткой новеллой, отличающейся внутренней законченностью и единством всех композиционных частей. Сюжет ее не отличается сложностью. Сын русского купца Евдокимова, посланный отцом «для обучения иностранных наук» за границу, служил приказчиком у парижского купца Аниса Мальтика. Он влюбился в воспитанницу патрона — красавицу испанку Элеонору и «склонил ее на амур» с помощью писем и арий. В этот момент появилась традиционная соперница - старшая дочь патрона Анна-Мария. Она хитростью достала любовное письмо Элеоноры к Иоанну и передала его родителям. Разгневанный патрон избил Иоанна «езжалою толстою плетью» и выгнал его, а Элеонору выдали вскоре замуж «не по ее желанию» за французского «лейб-гвардии ундер-офицера». Иоанн вернулся на родину к отцу и «начал жить во благополучии, только всегда имел в мысли возлюбленную свою Элеонору, которая никогда из мысли его не выходила». С точки зрения сюжета «История о российском купце Иоанне» - это новелла о неудачной любви. Повесть тесно связана с теми изменениями в купеческом быту, которые были обусловлены выходом русской торговли при Петре на европейский рынок. Петр Великий стремился сделать из своих подданных настоящих купцов. Государь составил «мемориал» для иностранных государств о новой русской гавани - Петербурге, в результате чего Франция, Генуэзская республика, вольный город Любек поспешили заключить с Россией «купеческие договоры». Особенности торговой жизни Петровской эпохи помогают по-настоящему понять первую часть повести об Иоанне, купце российском. Отец героя, Иван Евдокимов, был средним купцом города Старой Руссы Новгородского уезда и «для торгу» приезжал в столицу. Когда же он начал богатеть («собрал капиталу более»), то по совету «приятелей» перебрался в столицу и «нача торговати во всех приморских городах». У Ивана Евдокимова, как коммерсанта, ведущего оживленную торговлю с Западом, были друзья среди французских купцов. В повести раскрыт образ молодого купца Петровского времени. Иоанн с семи лет был отдан отцом «некоему благоразумному мужу безногому» для обучения «российской грамоте читать и писать». Через несколько лет мальчик научился не только чтению и письму, но «и часть математических наук изучил». Отец затем оставляет Иоанна работать при себе для записок проданных товаров, «по которым запискам собирал он за отправленные товары деньги». Эта деталь воспроизводит характерную черту коммерческой России XVIII века - продолжительный и широкий кредит в торговле русских с иностранцами. Когда же сыну исполнилось 15 лет, отец отослал его «для изучения иностранных наук» (вероятно языков) в Париж к знатному купцу Анису Мальтику. Повесть об Иоанне, купце российском, показывает, как общий прогресс европеизации страны, касаясь торговли, изменил само представление о просвещении, необходимом для русского купца XVIII столетия, когда он впервые стал входить в круг западноевропейских коммерсантов.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России