logo
История искусства и культуры II часть

§4. Архитектура первой половины XIX века

Начало XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентация на античное искусство.

Истинный талант Тома де Томона смог раскрыться в полную силу только в России.

Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813гг.) - французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Точное место и время рождения Жана Франсуа Тома де Томона не известны. Предполагают, что он родился в 1759 году в Нанси или в 1760 году в Берне. Архитектурное образование им было получено во Франции, в Парижской Академии архитектуры. Как лучший ученик, Тома де Томон был отправлен для продолжения обучения в Италию, где посетил Неаполь, Флоренцию, Венецию и Рим. После возвращения в Париж архитектора приняли на службу к брату Людовика XVI графу де Артуа.

После Французской революции Тома де Томону пришлось покинуть родину. Некоторое время он работал в Польше и Австрии. В 1797 году он принял приглашение князя А. М. Голицына приехать в Россию. Первое время Тома де Томон работал в имении князя, позже направился в Санкт-Петербург.

В первую очередь Тома де Томон принял участие в конкурсе на проект нового Казанского собора. В конкурсе победил А. Н. Воронихин, но само участие позволило французскому зодчему приобрести необходимый опыт и знакомства. В 1800 году Совет Академии художеств присвоил Тома де Томону звание академика. Во многом этому способствовала и большая популярность в Санкт-Петербурге рисунков и гравюр архитектора. Тома де Томон создал пять альбомов, которые были им назованы «Воспоминание Италии».

Первым реализованным проектом Тома де Томона в Санкт-Петербурге стало здание Большого театра (1802 г.). Александр I остался доволен работой француза и назначил его придворным архитектором. В этом качестве он занимался переделкой интерьеров в Зимнем дворце, строительством летней императорской резиденции на Каменном острове. В это же время Тома де Томон спроектировал здания театра и военного госпиталя в Одессе.

В 1807-1809 годах по заказу императрицы Марии Фёдоровны Тома де Томон создал в Павловске памятник-мавзолей в память Павла I. По его же проекту перестраивался дом графини Лаваль на Английской набережной. Некоторое время зодчий преподавал в Академии художеств.

Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова. Здесь по проекту Тома де Томона были построены здание Биржи, Ростральные колонны, обустроена гранитная парадная пристань.

Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи. В 1813 году архитектор упал с лесов, обследуя здание Большого театра. Оправиться от полученных травм он не смог, скончался 4 сентября 1813 года.

Тома де Томона похоронили на Смоленском кладбище. В 1940 году его прах был перенесён в некрополь Александро-Невской лавры.

Разновидностью этого стиля явился ампир, которому присущи - народная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Санкт-Петербурга А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом.

Захаров Андреян Дмитриевич (1761–1811гг.), великий русский архитектор принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры.

Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма. А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 года на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 года, через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 года удостаивается большой серебряной медали за архитектурную композицию, представляющую дом принцев. Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 года, Захарову А.Д. была задана программа - разработать проект факсала (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров А.Д. получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств. А.Д.Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену. C 1787 году он преподает в Академии художеств. К 1792 году относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 года, ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д.Захаров был назначен архитектором всех академических строений. В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

6 июня 1805 года А.Д. Захаров получил должность Главных Адмиралтейств архитектора. На этой должности в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Он много работает. Работа в Адмиралтействе принесла А.Д. Захарову немало волнений и неприятностей, поскольку архитектору приходилось спорить с чиновничьим аппаратом, который мешал ему во всём. Однако А.Д. Захарову удалось воплотить в жизнь проект перестройка здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году, это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

23 мая 1806 года проект перестройки Адмиралтейства, разработанный А.Д. Захаровым, был утверждён и начато строительство. Архитектор оставил без изменения идею ПетраI – форму Адмиралтейства в виде буквы «П».

А.Д. Захаров придаёт Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Сильной стороной оформления здания является скульптура. Декоративные рельефы дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами. Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм. В период работы над Адмиралтейством, А.Д. Захаров выполнял также другие работы, в число которых входил проект застройки Провиантского острова. В (1806-1808 гг.) А.Д.Захаров создал проект застройки Провиантского острова. В (1806 -1809гг.) архитектор создал проект ансамбля Галерного порта. Кроме того, А.Д.Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта. В (1806 – 1817гг.) архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта - Андреевским собором (не сохранился). Кроме того, А.Д.Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России, носившие подчёркнуто монументальный характер. А.Д.Захаров разработал около 1805 году проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в (1830 - 1835 гг.) под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

А.Д. Захаров был высокообразованным архитектором. В нём сочетались замечательный проектировщик и блестящий график, опытный конструктор и строитель. Семейная жизнь у АД. Захарова не сложилась, он был одиноким холостым человеком. По одной из версий, жизнь талантливого зодчего трагически оборвалась 8 сентября (27 августа) 1811 года в его собственной квартире, находящейся в здании Академии художеств, по другим источникам это случилось на улице.

Захарова Андреяна Дмитриевича похоронили на Смоленском кладбище. В 1940 году прах зодчего был перезахоронен на Лазаревском кладбище рядом с известными архитекторами Воронихиным, Старовым, Росси, Кваренги.

На Невском проспекте по проекту архитектора А.Н. Воронихина построен Казанский собор (1801-1811гг) - огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Казанский собор в Санкт-Петербурге является провославным кафедральным храмом, который расположен в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и на канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. Храмовым именем называются: остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова, а также улица, которая отходит от храма. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

Воронихин, Андрей Никифорович (1759 -1814гг.) русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Андрей Воронихин родился в селе Новое Усолье (ныне Пермский край) в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова (бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств). Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил А.Н. Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями А.Н.Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года А.Н. Воронихин работал в Петербурге. В 1785 году А.Н. Воронихин был отпущен на волю, а с 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793г., Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797г., Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х годов преподавал в Академии художеств. К ранним зодческим работам А.Н.Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793г.). Пышные барочные формы, предложенные Бартоломео Франческо Растрелли, А.Н. Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796гг.), а также дома в усадьбе Городня (1798г.). В 1797 году Совет Академии присудил А.Н.Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Черной речке в Петербурге. Звание архитектора А.Н.Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств. Главным творением А.Н.Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Святой Анны второй степени и пенсией. В числе других работ А.Н.Воронихина необходимо отметить дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. Воронихин Андрей Никифорович скончался 21 февраля (5 марта) 1814 г. в Петербурге.

В этот период по проекту К.И. Росси было построено здание Главного штаба и министерств в 1819-1829 годах. В западном корпусе располагался Генеральный штаб, а восточное крыло здания занимали Министерства иностранных дел и финансов. Триумфальная арка высотой 28 метров и шириной 17 метров, состоит из двух частей, одна из которых оформляет вид здания с Дворцовой площади, а другая завершает Большую Морскую улицу. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Скульптура, венчающая арку, выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Она олицетворяет собой величие России после победоносной Отечественной войны 1812 года и представляет собой фигуру Славы в колеснице Победы, запряженной шестеркой коней, крайних из которых придерживают воины. Здание Главного штаба и министерств является одним из самых грандиозных сооружений в Европе, его длина составляет около 580-и метров. К.И. Росси также создал здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (Русского музея) на площади Искусств.

Росси Карл Иванович (1775 – 1849гг.) архитектор, родился 18 декабря в Венеции. Карл Иванович Росси - сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной танцовщицы екатерининских времен Гертруды Росси. Мать его была замужем за балетмейстером петербургского театра Лепиком. Всё детство и юность Росси К.И. жил у архитектора Винченцо Бренны, где получил воспитание и обучался архитекторскому ремеслу.

В 1796 году К.И. Росси был зачислен «помощником архитектуры» Винченцо Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета его величества. В эти годы он, молодой архитектор работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора. Именно в эти годы сложились его разнообразные архитектурные дарования. У Винченцо Бренны юный К.И. Росси воспринял мастерство декоратора, у Кваренги - искусство композиции, у Камерона - изящество прорисовки архитектурных деталей, у Баженова - широкий градостроительный подход. В 1802 году молодой император Александр I благосклонно принял начинающего зодчего с его альбомом проектных замыслов и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Винченцо Бренной. В Италии К.И. Росси обучался во Флорентийской академии и, возвратившись в Россию в 1806 году, получил звание архитектора. В 1808 году К.И. Росси был назначен в Кремлевскую экспедицию. Руководитель экспедиции П. Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы. Весной 1808 году в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту К.И. Росси деревянный театр, о котором современники говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 году, а его проекты или хотя бы какие-то изображения не сохранились. В 1809 году К.И. Росси приступил к реконструкции дворца в Твери, построенного М.Ф. Казаковым еще в 60-х годах XVIII века. Затем К.И. Росси преобразовал весь центр Твери, сформировав по существу генеральный план города. Для застройки города Твери и его пригородов архитектор разработал серию проектов зданий различного назначения. Строил К.И. Росси и в Торжке, и других старых русских городах. В 1814 году К.И. Росси вернулся в Петербург. За успехи в Твери его награждают орденом Владимира IV степени и чином коллежского советника. Вернувшись в 1814 году в Петербург уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще. Какое-то время он работал архитектором на Императорском стекольном заводе, одновременно возвращался к работам в Павловском парке. Над павильонами, элементами благоустройства замечательного паркового ансамбля он работал долгие годы. Работал и тогда, когда уже руководил созданием крупнейших градостроительных комплексов в Петербурге. Широко известны удивительно тонкие по прорисовке мостики и павильоны парка, выполненные по проектам Росси. Среди них памятник Марии Федоровне, чугунный мост, ферма, чугунные ворота, библиотека дворца и др. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца, с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга. Градостроительный дебют Росси в Петербурге был великолепен. Но главное еще было впереди. К концу второго десятилетия XIX века должна была завершиться реконструкция Адмиралтейства, где великий зодчий А.Д. Захаров, перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. Смысл работ над ансамблем центральных площадей для К.И. Росси свелся к задаче поднять окружающую застройку до художественного уровня архитектурных произведений А.Д.Захарова. По планировке и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. Зимний дворец после последней перестройки Ф.Б.Растрелли стал соразмерным реке, протяженность здания 250 метров. В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, тогда и было решено реконструировать весь ансамбль. Работоспособность К.И.Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и комплекс Михайловского дворца с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для К.И. Росси и это не было пределом его возможностей. Обогащенный опытом реконструкции Твери и Аничковой усадьбы, К.И. Росси создает уникальный дворцово-парковый ансамбль на живописном Елагином острове. Он заново планирует всю усадьбу, проектирует реконструкцию дворца, строит оранжереи, конюшенный, кухонный корпуса, павильоны и различные парковые сооружения. Поскольку ансамбль возводится по заказу двора как загородная увеселительная резиденция, создается специальная комиссия во главе с К. И. Росси. Работы ведутся в 1818-1824 годах, привлекаются известные мастера монументально-декоративного и прикладного искусства, многие из которых ранее работали с зодчим еще в Твери, Павловске, Аничковом дворце. Именно здесь окончательно формируется творческий коллектив архитекторов, художников, строителей, с которым Росси постоянно сотрудничал. Нужно отметить, что интерес Росси к интерьерам - это отличительная его черта. Параллельно с градостроительными работами, строительством дворцово-парковых ансамблей К.И. Росси продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. От работ архитектора в Зимнем дворце, после пожара 1837 года, к сожалению, сохранилось немного. Но есть один интерьер, о котором нельзя не вспомнить. Это Военная галерея 1812 года, ставшая еще одним вдохновенным памятником героям Отечественной войны. В 1827 году инженерному департаменту поручается перестройка здания Сената. Главный архитектор департамента А. Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл К.И. Росси. Зодчий, получив конкретную задачу на проектирование Сената, создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода. Еще занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, К.И. Росси приступил к проектированию ансамбля, точнее, системы ансамблей. В 1816 году он составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района.

Параллельно с Росси заказ на перепланировку площади получает и Антон Антонович Модюи, но он не справляется с задачей, и в дальнейшем работу продолжает и завершает К.И. Росси со своим коллективом. По его проекту Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.

Великий зодчий К.И. Росси создал красоту и неповторимость центра Петербурга. Сооружая Главный штаб, архитектор блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы. При возведении Михайловского дворца создал ансамбль площади и новых улиц. Проектируя театральный комплекс, К.И. Росси достиг высочайшего результата, создав художественно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц. Этот его последний ансамбль как бы завершил формирование грандиозной архитектурно-пространственной системы ансамблей центра Петербурга.

На протяжении своего творческого пути К.И. Росси приходилось преодорлевать препятствия и трудности, создаваемые императорским двором. Такое отношение усилилось при правлении Николая I. Конфликт с чиновниками разрастался, а зодчему не давали новых работ. Это было молчаливое отстранение от любимой работы. В зените своей славы, полный творческих идей, К.И. Росси был вынужден уйти в отставку якобы из-за болезни. 25 октября 1832 года отставка была принята. Затем на семью архитектора обрушивается горе. В 1842 году умирает его старший сын (тоже архитектор), окончивший архитектурный факультет с отличием. В 1846 году умирает жена зодчего. Назначенной пенсии архитектору едва хватает на жизнь.

Великий зодчий Карл Иванович Росси умер 6 апреля 1849 года в полном забвении. Он был похоронен на Волковском кладбище. Позже его прах был перенесён в некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге, где захоронены А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров и другие архитекторы.

Сорок лет (1818-1858 гг.) в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А.А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А.А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Дворцовой площади - памятник Александру 1 и героям войны 1812 года

Монферран Огюст (Август Августович) (1786-1858гг.) - архитектор, декоратор, рисовальщик, француз по происхождению.

Творчество Огюста Монферрана - наиболее яркое явление на грани двух архитектурных эпох. Будучи одним из ведущих архитекторов высокого классицизма, или русского ампира, а также крупнейшим мастером позднего классицизма, он едва ли не первым сделал шаг в направлении зодчества второй половины XIX столетия. Огюст Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры - от классицизма к эклектике. Когда К. И. Росси создавал свои классические ансамбли, О.Монферран создавал превосходные образцы эклектики. Недаром его учеником на протяжении девяти лет был А. И. Штакеншнейдер - крупнейший архитектор периода расцвета эклектики.

Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 году на окраине Парижа, в предместье Шайо. Мать архитектора Мария Франсуаза Луиза Фистиони была дочерью негоцианта (оптовый купец), отец Бенуа Рикар начинал службу берейтором (объезжающий верховых лошадей, обучающий верховой езде), а закончил директором Королевской академии в Лионе.

В возрасте 20 лет Огюст Монферран поступил в Специальную школу архитектуры (так при Наполеоне называлась Королевская Академия архитектуры). Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались событиями наполеоновских войн, в которых молодой Огюст Монферран принимал активное участие и даже после сражения при Арно был награжден орденом Почетного легиона. Заграничные походы армии Наполеона не только не помешали Огюсту Монферрану завершить образование, но и обогатили его знаниями в области архитектуры античной и эпохи Возрождения. Непродолжительный период работы в Париже, в 1814-1816 годах, под руководством генерального инспектора города по строительству и архитектуре Ж. Молино не оставил заметного следа в его биографии. Творческий путь архитектора фактически связан только с Россией, и прежде всего с Петербургом, куда Монферран приехал в 1816 году. В Петербурге архитектор жил на протяжении более сорока лет, до самой смерти. По приезде в Петербург начинается головокружительная карьера Огюста Монферрана. 21 декабря 1816 года, в возрасте тридцати лет он становится придворным архитектором, а через десять дней определяется начальником чертежной в Комитет для строений и гидравлических работ - крупнейшую строительную организацию того времени, возглавляемую выдающимся инженером и талантливым изобретателем А. А. Бетанкуром. В первые годы жизни в Петербурге, своим возвышением в значительной степени, Огюст Монферран был обязан А. А. Бетанкуру.

Особенно плодотворным для архитектора оказался 1817 год. В этом году Огюсту Монферрану поручают составление проектов для крупнейших промышленных и торговых центров России - Петербурга, Москвы, Одессы, Нижнего Новгорода.

К наиболее ранним из них относится проект лицея Ришелье в Одессе. Огюст Монферран разработал сложную архитектурно-пространственную композицию учебного заведения, с четким делением на учебные, жилые корпуса и зоны отдыха - садово-парковые участки. Ансамбль предполагалось создать за чертой города, в непосредственной от него близости, с учетом перспективного роста и развития Одессы.

Огюст Монферран представил несколько вариантов проекта, один из которых был одобрен. Однако у городских властей не оказалось достаточно средств для его осуществления, и под здание лицея было приспособлено бывшее коммерческое училище.

В случае осуществления замысла Огюста Монферрана здание лицея явилось бы одной из самых значительных архитектурных достопримечательностей не только Одессы, но и всего Черноморского побережья.

Уже в этом проекте Огюст Монферран показал себя зрелым и талантливым архитектором, прекрасно усвоившим уроки Французской академии - наиболее передового архитектурного учебного заведения Европы.

Самой значительной ранней постройкой Огюста Монферрана в Петербурге является дом Лобанова-Ростовского, расположенный вблизи Исаакиевского собора. Его возведение началось в 1817 году, основные работы завершены в 1820 году, а в последующие три года производилась переделка фасадов.

Архитектор блестяще справился с планировочным решением здания, занимающего очень ответственный и сложный участок застройки в форме прямоугольного треугольника. Соответственно наиболее торжественный, парадный вид получили два фасада с многоколонными портиками и лоджиями, обращенными в сторону Адмиралтейства и Исаакиевского собора, а фасад со стороны Вознесенского проспекта был решен нейтрально.

В процессе строительства дома Лобанова-Ростовского Огюст Монферран осуществил перестройку дома Кочубея на реке Фонтанке, напротив Михайловского замка.

Согласно архивным документам, работы в доме Кочубея предполагалось произвести в 1819 году. Тогда и был выполнен проект. Сохранились чертежи внутренней отделки Танцевального и Большого приемного залов, а также парадной лестницы.

В 1817-1822 гг. по поручению А. А. Бетанкура Монферран разработал целый ряд проектов для Нижегородской ярмарки - крупнейшей в те времена в России. Он был автором всех ярмарочных зданий - административных, торговых и собора. Но участия в планировке ярмарки и ее строительстве Огюст Монферран не принимал. Основная заслуга в этом принадлежит А.А. Бетанкуру. Доминантами ансамбля являлись главное административное здание и собор, замыкавшие с двух сторон перспективу центральной магистрали, по сторонам которой располагались основные торговые ряды.

В 1822 году Монферран посетил Нижегородскую ярмарку и сделал несколько графических изображений общего вида ярмарочного комплекса, собора снаружи и внутри, а также вида центральной магистрали из вестибюля главного административного здания. К сожалению, от всего грандиозного ансамбля Нижегородской ярмарки сохранился лишь собор.

К наиболее значительным классицистическим сооружениям, выполненным по проекту Монферрана и дошедшим до наших дней, относится московский Манеж, созданный при участии А. А. Бетанкура и О. И. Бове. Первый осуществлял строительство и проектировал стропильные конструкции, а второй принимал участие в разработке декоративного убранства.

Монферран стремился использовать различные архитектурные стили, в особенности готический, возводя постройки (не сохранились) в Екатерингофском парке близ Петербурга. Чертежи Фермы, Вокзала, Львиного, или Готического павильона и других сооружений были выполнены в течение 1823 года.

Обращение к приемам готической архитектуры было присуще и другим работам Огюста Монферрана. После наводнения 1824 года в Петербурге архитектор представил несколько проектов полицейских будок. В двух из трех вариантов Монферран использовал стрельчатые арочные проемы и другие элементы средневековой готики.

Наибольшее развитие готические приемы получили в проекте переделки здания старого Литейного двора в Петербурге, замыкавшего когда-то со стороны Невы перспективу нынешнего Литейного проспекта.

В 1824 году, после смерти А.А. Бетанкура - ближайшего покровителя и помощника Огюста Монферрана,- архитектор сооружает ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.

Самым выдающимся памятником, созданным Монферраном, является Александровская колонна, проектирование и сооружение которой продолжалось в течение пяти лет (1829-1834 гг.). Первоначально Огюст Монферран представил несколько вариантов памятника в виде обелиска. В том же 1829 году он разработал еще один вариант памятника - в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом, в котором все основные элементы окончательной композиции, за исключением завершения, были найдены. На венчающую часть колонны был объявлен конкурс, и победителем его оказался Б. И. Орловский. Из архивных источников известно, что скульптор Б.И. Орловский представил две модели - с одним и двумя ангелами. После обсуждения в Академии художеств большинством голосов была принята первая модель.

Особенно большое количество частных заказов Огюст Монферран выполнил в 1830-х годах в Петербурге. Архитектор построил два дома для Демидова (один из них позже стали называть домом Гагариной) на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель, а по существу новый корпус к дому Литты, находившемуся на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В эти же годы Огюст Монферран перестраивает собственный дом на набережной реки Мойки (д. 86) и дачу на Аптекарском острове (не сохранилась), записанную на имя его жены Элизы Виржинии Вероники, урожденной Пик Дебоньер.

Однако наиболее значительным произведением Монферрана, принесшим ему всемирную славу, является Исаакиевский собор, проектированием и строительством которого архитектор занимался более сорока лет - с 1817 по 1858 год.

К началу сороковых годов основные строительные работы приближались к окончанию. В этой связи архитектор «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора», принесшего ему мировую известность.

По возвращении из-за границы Огюст Монферран в основном занимался отделкой интерьеров Исаакиевского собора, а в последние годы жизни проектировал памятник Николаю I. К этому времени архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга.

В случае осуществления грандиозного замысла Огюста Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего.

26 июня 1858 г. Огюст Монферран скончался. На просьбу жены архитектора о погребении его в соборе последовал категорический отказ императора Александра II. Тогда вдова Монферрана увезла тело мужа во Францию и похоронила его на Монмартрском кладбище в Париже 20 сентября 1858 года.

После пожара 1812 года в Москве при участии архитектора О.И. Бове и других архитекторов была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота, Первая Градская больница.

Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784-1834гг.) - русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье художника, итальянца по происхождению. Учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлёвского строения (1802-1807гг.). С 1807 работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери (ныне город Калинин). После 1812 был главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. При непосредственном участии Бове О.И. была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами (1815г.), позднее разобраны, созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-182гг.) и другими зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (Бове О.И. - автор архитектурной отделки). Тема патриотизма, получившая особое распространение в начале XIX века, которая определила архитектурный образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по проекту О.И. Бове в память Отечественной войны 1812 при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827-1834гг). По проектам Бове О.И. были построены крупные общественные здания: 1-я Градская больница (1828-1832гг.) и жилые дома - особняк Гагариных, позже Книжная палата на Новинском бульваре (1817г.). Здание это было разрушено во время налёта немецко-фашистской авиации в 1941г. Во всех архитектурных строениях О.И. Бове наряду с традиционной усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре начала XIX века. Из церковных построек О.И.Бове известны купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке в Москве (1833г.) и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822г.).

Осип Иванович Бове умер в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Архитектор Д.И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки. Необходимо отметить, что 30-50 годы XIX столетия - период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Санкт-Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс.

Жилярди Дементий Иванович (1785-1845гг.), архитектор, представитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии. Обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (с 1796г.) и в Академии искусств в Милане (1803-1806гг.). До 1810 изучал искусство и архитектуру Италии, затем вернулся в Россию, став помощником отца в архитектурном ведомстве московского Воспитательного дома. Интенсивная деятельность архитектора началась после пожара 1812 года в Москве с проектирования здания аптеки и лаборатории Воспитательного дома с участием в восстановлении Кремля. Первой полностью самостоятельной работой Д.И. Жилярди стало восстановление здания университета (1817-1819гг.); соорудил монументальный портик дорического ордера на главном фасаде и грандиозную полуротонду актового зала. Перестраивал Вдовий дом (1818-1823гг.), соединив разновременные части надстройкой третьего этажа и мощным портиком, затем - здание Екатерининского института (окончено в 1827г.), построив на фасаде монументальный десятиколонный портик. Крупной постройкой Д.И.Жилярди в центре Москвы стал ансамбль Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке (1820-е годы, совместно с А.Г. Григорьевым, постоянным помощником архитектора и в дальнейшем). Одно из наиболее гармоничных произведений Д.И. Жилярди - дом Гагарина (на Поварской улице), необычным приёмом в оформлении которого стали арочные окна с 2-колонной вставкой. На Никитском бульваре архитектор восстановил дом Луниных (1818-1823гг.), достроив главные сооружения и выведя их тем самым на красную линию улицы.

Среди подмосковных построек Д.И. Жилярди в Гребневе, Поречье, Котельниках наиболее значима усадьба Голицыных (Кузьминки, или Влахернское), где им были перестроены флигеля барского дома, кухонный корпус Египетского павильона, здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструированы пристань и парковые сооружения, среди которых одна из лучших построек Д.И. Жилярди - Музыкальный павильон Конного двора (1820- 1823гг.). К крупнейшим работам Жилярди относится перестройка Слободского дворца в Лефортове для размещения в нём Ремесленного заведения и богадельни Воспитательного дома. Последняя крупная работа Жилярди в Москве - усадьба Усачёвых (позже Найдёновых) на Земляном валу, близ Яузы (1829-1830гг.), с парком, сочетавшим в себе регулярную и пейзажную планировку, монументальным и оригинальным садовым фасадом с пандусом и декоративной аркой.

В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию.

Дементий Иванович Жилярди умер в Милане в 1845 году, похоронен вблизи Монтаньолы.

В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К.А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия.

Тон Константин Андреевич (1794–1881гг.) - выдающийся русский архитектор. Константин Андреевич Тон прожил большую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора «по части архитектуры». На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К. А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного «русско-византийского стиля» - направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада – «православие, самодержавие, народность». Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя, это еще и комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой.

Родился К.А. Тон 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина, у него было еще два сына - Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет. С 1809 года он начал заниматься архитектурой под руководством А. Н. Воронихина. Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: малой серебряной медалью в 1813 года был отмечен его проект инвалидного дома, а еще через год награды в виде большой серебряной медали К.А.Тон удостоился за разработку проекта монастыря. В 1815 года следующую медаль - малую золотую – К.А. Тон получил за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу. Однако совершить такую поездку сразу по получении звания художника К.А. Тону не удалось. Он вынужден был поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ. А в 1818 году недавний выпускник Академии художеств представил на ее решение исполненный им проект ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху К.А. Тону удалось отправиться в пенсионерскую поездку. За границей К.А. Тон пробыл почти 10 лет. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме. В 1828 году К. А. Тон возвращается в Петербург. Разрабатывает проекты оформления парадных залов Академии художеств. Недавний пенсионер с успехом решил предложенную ему задачу: уже в самом начале 1829 года его проекты удостоились «высочайшего одобрения».

Проект К. А. Тона был приведен в исполнение к 1837 году. В оформлении парадных залов Академии художеств приняли участие и другие питомцы академической школы. Одновременно с парадными залами по проекту К. А. Тона, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь. Проекты, выполненные К. А. Тоном по заданию А. Н. Оленина, сыграли в жизни архитектора важную роль. Именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, Тон К.А. в 1830 году был удостоен звания академика. С 1831 года он начал преподавать в архитектурном классе, а еще два года спустя занял в Академии должность «профессора 2-й степени». Преподаванием К. А. Тон занимался фактически до конца жизни, воспитав за это время много молодых мастеров архитектуры.

Творческая деятельность К. А. Тона в 1830-х годах оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве. К этому времени относятся первые попытки реставрации древних сооружений. За их работами заинтересованно следил император Николай I, много внимания уделявший искусству. В 1827 году в Петербурге началось проектирование церкви святой Екатерины у Обводного канала. Этой работе суждено было занять в истории культового зодчества России «пограничное» положение: с одной стороны, она как бы подвела итог развитию классицизма, а с другой - символизировала рождение «русско-византийского стиля». Император не счел пригодным для осуществления в натуре ни один из представленных на конкурс проектов. К.А.Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект понравился. Архитектор приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в «русском стиле». Строительство церкви святой Екатерины, начатое весной 1831 года, закончилось в 1837 году. В 1870-х годах композицию церкви дополнили шатровой колокольней; при консультации К.А. Тона её спроектировал архитектор В.А. Дорогулин. До наших дней храм не сохранился: в 1929 году он был разрушен, а на освободившемся месте через несколько лет возвели кинотеатр «Москва».

В 1830 году проводился еще один очень важный архитектурный конкурс. Его целью была разработка проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне против наполеоновской Франции. В конкурсе наряду с К. А. Тоном приняли участие многие другие петербургские и московские архитекторы. Одобрение Николаем I проекта церкви святой Екатерины побудило К.А.Тона искать новые удачи на пути переработки и интерпретации форм древней национальной архитектуры.

Этот путь действительно привел к успеху: 10 апреля 1832 года Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию. Детализация общего замысла К. А. Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, наконец, исполнение проекта в натуре - все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров других специальностей. Всей этой армией строителей и художников умело руководил К.А. Тон. Сооружение храма после выполнения необходимых предварительных работ началось в 1839 году. Само здание было построено к середине 1850-х годов, после чего приступили к отделке и украшению интерьеров. И только в 1881 году проектный замысел был осуществлен полностью. Однако в самом начале 1881 года 25 января Константин Андреевич Тон скончался. Создание храма Христа Спасителя стало поистине делом всей жизни зодчего. По размаху и интенсивности строительных работ с сооружением храма Христа Спасителя вполне сопоставима другая московская стройка тех же лет - возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, продолжавшееся в 1838-1851годы.

Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью святой Екатерины в столице по проектам К.А.Тона было сооружено еще несколько храмов. В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К. А. Тона действительно нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим К.А.Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, конечно, тоже являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы, например, соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга. Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени - пограничного между двумя большими архитектурными эпохами - классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена долгая жизнь.