§4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло на смену «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей». В этом жанре работает Гелий Коржев, а также художница Назаренко Татьяна Григорьевна.
Т.Г.Назаренко лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994г.), московская художница поколения «семидесятников». Представительница «карнавализма» - стилистической тенденции 1970-1980-х годов, в своем творчестве выразившая процесс размывания границ между «официальным» и «неофициальным» искусством. Окончила МГХИ им. В.И.Сурикова (1968), где училась, в частности, у Дмитрия Жилинского. Занималась также в творческих мастерских Академии художеств СССР (1969–1972гг.), где ее наставником был Гелий Коржев.
Т.Г.Назаренко приобрела известность после создания произведений, как будто вполне отвечающим традиционным представлениям об идеологически выдержанной «тематической картине» («Казнь народовольцев», 1969–1972 гг.; «Партизаны пришли», 1975г.), однако уже в них проявилась характерная для ее искусства театрализация и смысловая многослойность образов. «Автопортрет» (1984–1986гг.), где Т.Г. Назаренко в образе цирковой плясуньи проходит над головами тогдашних культур-функционеров, став в этом смысле образом по-своему эпохальным. Со временем её живописные «театры» становятся все более гротескными, включая элементы сюрреалистического «черного юмора» (сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства).
С 1996 года Т.Г. Назаренко часто придает своим образам трехмерность, дополняя или заменяя свои полотна комбинациями силуэтных фигур натурального размера, как бы вышедшими из картины в реальный мир инсталляции: «Переход» (1996 год); «Мой Париж» (1997год). Работы Т.Г. Назаренко представлены в ГТГ, ГРМ, в ряде региональных музеев Российской Федерации.
Людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации раскрывал в своих работах художник Шульженко Василий Владимирович. Художник родился в 1949 году. В 1973 году Шульженко окончил Московский полиграфический институт. Художник является членом МСХ (живописная секция) с 1978 года. Известная работа художника написана в стиле фигуративной живописи в жанре свободной фантазии «Верхом на кентавре» (1994год).
Александр Палиенко «Человек - Путь к Себе…», Владимир Манохин в своих работах отображают городской быт и городские пейзажи. Эстетизация распада и разрушения наполняет творчество Владимира Брайнина. Художник родился в 1951 году в Москве. Учился у художника Е.А. Додонова; в Московском полиграфическом институте. В. Брайнин является участником выставок с 1976 года. С 1983 года - член Союза художников СССР. В 1982 и 1986 получил 1-ю премию Московского Союза Художников «За лучшую работу года». Владимир Брайнин открыто обращается к зрителю. Художник громко говорит о своей любви. В. Брайнин любит свой город и на ясном, образном языке живописи вполне внятно говорит об этом. Под его кистью даже самые затрапезные московские уголки превращались в благородные руины «Третьего Рима»: облупленные фасады отливают старым золотом, кариатиды ухмыляются, как живые, в подворотнях бродят призраки с картин старых европейских мастеров.
В отличие от тех, кто видит в мегаполисе прежде всего новшества, В. Брайнин исследует в соем творчестве «бег времени», которое отложило многочисленные пласты слоев истории: часто в полотнах художника проступают приметы прошлого. В. Брайнин, прозванный в кругу коллег «певцом Москвы», не желает ни на что менять холсты, краски и кисти - главный инструмент, с помощью которого «изучает город, историю и себя». В. Брайнин не зависит от моды, не принадлежит к каким- либо течениям или группам в искусстве, не пишет на заказ, не состоит в культурных кругах, обслуживающих властные, дипломатические или экономические клубы. Многочисленные произведения Владимира Брайнина находятся в ГТГ, художественных музеях Ярославля, Томска, Омска, Калининграда; во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Примером популярности творчества художника Владимира Брайнина является картина «Улицы».
В этот период были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует выделить ренессанс реализма, нашедшего место в портретном жанре. Выдающимся представителем стиля ренессансного реализма является Александр Максович Шилов.
А.М. Шилов родился 6 октября 1943 года в Москве. В 1957–1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968–1973гг.). Принимал участие в выставках молодых художников. В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за рубежом. Картины А.М. Шилова с большим успехом экспонировались во Франции (1981год), Западной Германии (1983год), Португалии (1984год), Канаде (1987год), Японии (1988год), Кувейте (1990год), Объединенных Арабских Эмиратах (1990 год) и других странах.
Александр Максович Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление – реализм и всегда верен избранному пути. Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжает в соем творчестве традиции русской реалистической живописи XVIII–XIX веков. Среди большого количества его работ большой интерес вызывают пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова – портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений – люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них - портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976г.), В.И. Севастьянова (1976г.), В.А. Шаталова (1978г.), «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин, 1980г.), «Академик Н.Н. Семенов» (1982г.), «В день Победы, Пулеметчик П.П. Шорин» (1987г.). Портреты служителей церкви: «Митрополит Филарет» (1987г.), «Митрополит Мефодий» (1990г.), «Архиепископ Пимен» (1990г.), «Игумен Зиновий» (1991г.), «Портрет епископа Василия (Родзянко)» (1998г.). Портреты творческих и выдающихся людей: «Кинорежиссер С. Бондарчук» (1994г.), «Драматург В. Розов» (1997г.), «Народный артист СССР Евгений Матвеев» (1997г.), «Писатель Аркадий Вайнер» (1999г.), «Портрет А. Якулова» (1997г.), «Г.Х. Попов» (1999г.), а также замечательные женские портреты: «Портрет Тамары Козыревой» (1997г.), «Портрет матери», «После бала (Наталья Богданова)» (2000г.).
Художник-портретист Александр Шилов является своеобразным посредником между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а проникновенно раскрывает судьбу портретируемого человека. Личность человека интересует А. М. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На полотнах художника много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим: «Моя бабушка» (1977г.), «Хозяин земли» (1979г.), «Зацвел багульник» (1980г.), «В день рождения Ариши» (1981г.), «Вдвоем» (1981г.), «Холодает» (1983г.), «Дед Гаврила» (1984г.), «Солдатские матери» (1985г.), «Портрет матери» (1988г.), «Матушка Макария» (1989г.), «Бомж» (1993г.), «Брошенный» (1998г.). Особая мягкость, задушевность образов делает работы А.М. Шилова глубоко национальными. В творчестве А.М. Шилова именно портрет занимает центральное место.
В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы. Постановлениями Государственной думы Российской Федерации от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М. Шилова.
Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.
Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. Передавая в дар свои новые работы, А.М. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.
Стиль неопримитивизма отображен в творчестве Н. Недбайло. Николай Недбайло родился в 1940 году и является потомственным художником в нескольких поколениях. Его отец тоже был художником, но учиться сыну у него не довелось, поскольку в конце 1943 года отец погиб на фронте в боях за освобождение Белоруссии. В начале 1970-х в знаменитом журнале «Техника-Молодёжи» появились талантливые футуристические картины молодого художника-иллюстратора Николая Недбайло. Художник рисовал мир будущего, которым грезила советская молодёжь, зачитывавшаяся книгами Ефремова, Булычёва и ранних Стругацких - яркие светлые краски, высотные осветители, миры дальних планет. Мир третьего тысячелетия в работах Н. Недбайло представлялся миром удивительных технологий, полетов в ближний и дальний космос. В 1973 г. художник стал лауреатом международного конкурса художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Тема подвигов человеческого разума и развития человеческих сверхспособностей наполняет творчество Николая Недбайло.
Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества этого периода сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И.С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монументализма.
Глазунов Илья Сергеевич - Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор. Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна. Супруга — Виноградова-Бенуа Нина Александровна (умерла в 1986 году). Сын — Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична, художник.
Всеобъемлющей страстью, любовью и болью, главной темой творчества И. С. Глазунова является Россия.
Художник родился в семье, имевшей глубокую и славную родословную.
Вокруг имени художника и его творчества вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.
И.С. Глазунов утверждает, что художником его сделал Ленинград. Величайшим потрясением осталась в душе художника ленинградская блокада, а также то, как его, 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами. Память о войне всегда живет в душе художника.
Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, а затем в институт, где занимался в мастерской народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона. Следуя методу русской национальной школы, И.С. Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.
В Институте имени И. Е. Репина 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя Н. А. Бенуа 30 лет был главным художником «Ла Скала», другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны — была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.
Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном доме работников искусств в Москве. Невиданный громадный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, поставил это событие в разряд исторических явлений. Исследователи творчества Ильи Сергеевича Глазунова, как правило, выделяют четыре основных цикла в его творчестве.
К первому необходимо отнести тему лирического «Городского цикла», где раскрывается жизнь современника, поэзия будней большого города, в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие. Тему города И.С.Глазунов раскрывает в характере особого психологического настроения, передающем состояние духа художника. Порой И.С.Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.
Доминантой творчества художника становится тема «История России». Более 40 лет посвятил И.С. Глазунов циклу «История России» и продолжает его. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу России.
Другим очень важным этапом в творчестве И.С. Глазунова является иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрируя произведения Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. И.С. Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины, постигая текст поэзии и прозы. Иллюстрации к этим произведениям составляют своеобразную живописную энциклопедию русской жизни.
Третьей очень значимой проблемой творчества художника является тема — «Достоевский и Глазунов», что является предметом особого рассмотрения.
Весь свой творческий метод И. С. Глазунов определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека. В своем искусстве мастер воплощает тип художника-выразителя, творящего «философские мыслеобразы», выражающие нравственные, социальные и эстетические категории, когда форма внешнего мира служит для выражения мира внутреннего. Недаром в свое время итальянская пресса назвала его «Достоевским в живописи».
Четвертый цикл работ И.С. Глазунова составляют портреты современников.
При создании портрета для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить глубину духовной жизни. Особо интересен портрет жены Глазунова — «Нина».
И. С. Глазунов создал замечательные портреты писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Короля Испании Хуана Карлоса I, Федерико Феллини, Давида Альфаро Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея Михалкова, Валентина Распутина. Многие работы художник выполнял в местах предлагаемых событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).
По просьбе ЮНЕСКО И. С. Глазунов создал монументальное панно «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Творческая биография И.С. Глазунова неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Это желание осуществилось, когда И.С. Глазунов вместе с женой Ниной Александровной, тонким знатоком русского костюма, создали потрясающее оформление к постановке оперы в Большом театре «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова. Затем последовало оформление опер «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, а также к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре.
Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о «поющей живописи» И.С. Глазунова.
Следует отметить интерес и любовь И.С. Глазунова к архитектурному творчеству. Первым проектом художника стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях «новорусского стиля. Вскоре И.С. Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства, для создания интерьеров в его холлах и залах.
Начиная с 1970-х годов, И.С. Глазунов, принимает деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди работ последних лет необходимо отметить непосредственное участие самого художника в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца. За проделанную работу И. С. Глазунов удостоен Государственной премии Российской Федерации.
И. С. Глазунов постоянно радеет в своем творчестве литераторном и художественном о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. Художник своим творчеством стремится раскрыть и укрепить русское национальное самосознание через культурное историческое восприятие национального величия России.
Следует отметить педагогическую деятельность И.С. Глазунова. Мастер долгое время возглавлял мастерскую портрета в Институте имени В. И. Сурикова. По инициативе И. С. Глазунова в столице России в 1989 году создано уникальное учебное заведение — Российская академия живописи, ваяния и зодчества, учредителем которой с 1995 года является Правительство Российской Федерации. В академии ведется обучение по специальностям: «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства», «охрана памятников истории и культуры». Архитектурный памятник XVIII века русского зодчего В. Баженова является учебным зданием академии. С 1843 года в этом здании располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с которым связаны имена великих русских художников, прославивших отечественное изобразительное искусство. В педагогической деятельности И.С. Глазунов руководствуется следующими правилами: «Считаю, что миссия педагога-художника — воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем Ренессанса, искусством лучших русских мастеров».
И.С. Глазунов остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты от Мадрида до Токио.
В конце 1999 года состоялись выставки И. С. Глазунова в выставочных манежах Москвы и Санкт-Петербурга, где были представлены более 100 новых работ художника. В их числе большие полотна «Разгром храма в Пасхальную ночь», «Моя жизнь», «Наша демократия» и другие.
В 1999 году накануне 70-летия И. С. Глазунова ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. Имя великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова присвоено одной из малых планет.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России