logo
История искусства и культуры II часть

§7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

Под знаком борьбы с формализмом в тридцатых годах проводились разгромы художественных группировок. Одной из важнейших черт искусства этого периода становится поворот к изобразительности. Даже в работах Казимира Малевича, Николая Суетина, Владимира Стерлигова вновь появляются человеческие фигуры.

Формируется тип портрета нового человека: это и портреты героев труда, выдающихся учёных, деятелей литературы и искусства. В условиях насаждения культа личности Сталина портреты и монументы вождя стали неизменным условием в художественном творчестве. В этот период создаются подлинные шедевры мирового изобразительного искусства. Среди них полотна К. Петрова-Водкина, М. Грекова, Б. Иогансона, А. Дейнеки, С. Герасимова. В портретном жанре успешно работали такие выдающиеся мастера, как М. Нестеров, П. Кончаловский и П.Корин. Удивительной самобытностью наполнены произведения М. Сарьяна. В лучших портретах этого времени, созданных М. Нестеровым и А. Дейнекой, достигается проникновение во внутренний мир модели. В пейзажной живописи наряду с идущими из XIX века лирическим и эпическим пейзажами, разрабатываются промышленный и городской пейзажи. Из поездок в различные регионы страны художники привозят пейзажные зарисовки, воплощая облик страны, необъятной в своём природном многообразии. В этот период формируются национальные изобразительные школы. Так, в Ташкенте было организовано общество «Мастера Нового Востока», включающее Елену Коровай, Валентина Маркова, Михаила Курзина, Урала Тансыкбаева, Чингиза Ахмарова и других.

В творчестве многих мастеров прежнего двадцатого десятилетия происходит резкая перемена, вызванная, прежде всего изменившимся духовным климатом. У Лентулова, Крымова, Кончаловского и Сарьяна теряется прежняя острая выразительность, нарастает повествовательность.